Сибирские огни, 1941, № 2

как правило, всегда преданы жениху, му­ жу, семье до 'конца своей жизни. . Девушка Баян предпочитает смерть раз­ луке со своим возлюбленным. Байым-Сур в поэме «Еозын-Эркеш» го­ ворит: Или с ним вместе умру, Или счастье с ним разделю, Козын-Зркеша, друга своего, Ни на кого не променяю. Этим словам она остается верна. Она уничтожает Кодыр-Уула, который убил ее мужа, чтобы завладеть ею. Пользуясь ее временным вдовством, добрый бог предла­ гает ей в мужья своего младшего сына, злой бог настаивает, чтобы она стала его снохой. Байым-Сур отвергает притязания богов и с помощью трав и целебной воды воскрешает своего мужа. В одном из вариантов этой поэмы Бай- ым-€уп говорит: — Моя жизнь кончается вместе с жизнью Козын-Эркеша. С этими словами она берет нож и вон­ зает себе в сердце. Жены богатырей отличаются большим трудолюбием. Многие из них искусные ру­ кодельницы, мастерицы. 6 В ойротском эпосе обаятелен образ ко­ ня, без участия которого не проходит ни одно, даже самое незначительное событие в жизни богатыря. Кони многих богаты­ рей носят собственные имена. О конях го­ ворят с уважением, называют их: Кай- чи — Певец, Эрдине — Драгоценность и т. д. Имени богатыря всегда предшествует сообщение о масти коня, на котором он ездит. Происхождение этого простое: ког­ да на горизонте показывался всадник, то его узнавали, прежде всего, по коню. Бо­ гатырь и его конь неотделимы друг от друга, они — друзья на всю жизнь. Бо­ гатырь силен только тогда, когда он на коне или возле коня. В поэме «Ак-Тойчи» подземный хан старался заполучить к се­ бе богатырского коня, чтобы уничтожить ■ его и, тем самым, обессилить богатыря. Так было и в жизни: просторы Северной и Средней Азин не знали воина без коня. В богатырском сказании «Алтын-Мизе» вороная кобылица, пасущаяся в горах, одним соском воспитывает своего жере­ бенка, другим мальчика Алтын-Мизе. Конь становится молочным братом богатыря. Сиб. огни № 2 If 41. 8. Конь рождается в один день со своим будущим седоком и на высоких хребтах ожидает, когда тот придет за ним. Он дает себя поймать только после того, как богатырь называет свое имя. Нередко конь приносит богатырю бое­ вую одежду и доспехи, приносит «книгу мудрости», предсказывающую все походы, бои, важнейшие события в жизни. Когда богатырь, спешившись, вступает в поединок с врагом, конь богатыря ве­ дет битву с вражеским конем. В случае ранения богатыря или смер­ ти его на поле боя, конь отправляется на поиски «живой травы» и целебной воды, чтобы вернуть жизнь своему другу. Конь заинтересован в счастье своего седока. В поэме «Кокин-Эркей» конь де­ лает все для того, чтобы устроить семей­ ную жизнь богатыря, — он сватает ему самых лучших невест. Богатырь платит коню- такой же пре­ данностью и уважением. Когда Ак-Тойчи берет с побежденного бога Эрлика клятву не делать ничего плохого людям, он за­ ставляет его поклясться не оскорблять коня худым словом. В одном из сказаний («Аносский сбор­ ник», стр. 187) богатырь на вопрос — умрет ли он в борьбе — получил на лист­ ке тополя ответ, что если он не ослу­ шается коня, то никогда не умрет. Ак-Тойчи говорит своему коню, мудро­ му и вещему, как кони всех ойротских богатырей: Ум и находчивость — у тебя, Сила и меткость — у меня. В своих предсказаниях и советах бога­ тырю конь никогда не ошибается. Он на­ столько умен, что ему удается одурачить бога. В нескольких сказаниях конь, пре­ вратившись в дочь злого бога, проникает к нему в жилище, выпрашивает ящик с душами семи божьих сыновей и уничто­ жает их. В поэме «Курман-Тойчи» конь побил копытами легендарных птиц Еан-Кереде за то, что они продались хану-поработи- телю. Птицы хотели поймать для хана са­ мого резвого коня на Алтае. Этот конь был предназначен для богатыря, впослед­ ствии победившего хана и освободившего плененный народ. Во всех известных нам ойротских ге­ роических поэмах конь умирает одновре­ менно со своим богатырем. Здесь сказалась идеализация древнего

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2