Сибирские огни, 1941, № 2

жеребенку, которым хозяин распоряжает­ ся, как ему вздумается. Подземный мир в описании ойротских сказителей является точной копией! стой­ бища кочевника-феодала, а в образе бога Эрлика не трудно узнать хана. По многим фольклорным текстам, Эрлик живет в юр­ те, только юрта у него железная, бога­ тая. Эрлик, когда ему нехватает челове­ ческой крови, занимается выгонкой ара­ ки. Он нападает на беззащитные племе­ на, грабит народ и уводит в плен, чаще всего — девушек. Богатыри вынуждены ехать к нему и вступать в бой, чтобы освободить плененный народ. Во время борьбы богатырей с ханами, баями и зайсанами, Эрлик всегда на сто­ роне последних. Он всячески старается им помочь, но при этом действует, как са­ мый последний трус — подставляет ногу, из-за камня дергает за полу и т. д. В поэме «Бскюс-Уул» мы встречаем ■интересную модернизацию злого бога, ко­ торый появляется уже не в образе фео­ дала, а в образе начальника, чиновника с серебряными медалями на груди. В тек­ сте говорится, что Эрлик имеет семьдесят чинов. Ф. Энгельс писал: «Каждая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господ­ ствуют над ними в их повседневной жиз­ ни...»1 Ойротские боги созданы по образу и по­ добию ханов и зайсанов, господствовавших над народом в течение многих веков. Выражая мечту народа об уничтожении господства феодалов, ойротский фольклор ниспровергает и богов, являющихся по­ мощниками и заступниками поработителей. 5 Большой любовью окружены невесты и жены богатырей. Образы жен глубоко опоэтизированы. Свое отношение в этим образам сказители подчеркивают прежде всего именами, которые они дают жен­ щинам: Кюмюжек-Ару — Чистая Жемчу­ жина, Алтын-Тана — Золотая Пуговица, Торко-Чачак — Шелковая Кисточка, Ал- тын-Судур — Золотая Книга, Темене- Коо — Красавица Игла, Эрдине — Дра­ гоценность и т. д. 1Ф. Э н г е л ь с . «Анти-Дюринг», изд. 1933 г., стр. 229. В одной поэме, еще не переведенной на русский язык, говорится, что жена бога­ тыря знала сто языков и была мудрой со­ ветчицей своего мужа. Жены богатырей всегда отличаются исключительной красотой и статностью. Лицо жены богатыря краше полной луны, ярче жаркого солнца. Чтобы еще больше подчеркнуть эту гиперболическую красоту женщины, кайчи изображают мужчин та­ кими, что они при встрече с красавицей надолго теряют дар речи и забывают о всех своих неотложных делах. В тяжелые века бесправия и порабоще­ ния женщины, искалеченной жуткими, варварскими обычаями феодализма, разви­ вался ойротский эпос. Но, несмотря на Это, мы очень редко встречаем в фольк­ лоре робкую и забитую женщину. Наобо­ рот, мы находим смелую, сильную жен­ щину, во всем равную мужу, а иногда и превосходящую его -своим проникновен­ ным умом (Алтын-Туулай, Алтын-Ча- чак и др.). По свидетельству греков, в первом ты­ сячелетии до нашей эры у кочевых пле­ мен Средней Азии «женщины пользова­ лись большой свободой и даже предводи­ тельствовали на войне» («История ОСОР». Под редакцией проф. А. М. Панкратовой). Эти мотивы хорошо знакомы ойротско­ му героическому эпосу. Так, Байым-Сур во время битвы мужа с вражеским вой­ ском вооружается ножницами и, врезав­ шись в гущу всадников, состригает им головы. Девушка-богатырь Алтын-Тууди из од­ ноименной поэмы,. записанной П. В. Ку- чияком от его дедушки Шонкора Шуне- кова, отправляется в тяжелый военный поход и, столкнувшись с врагами, одер­ живает победу. Алтын-Туулай, мудрая и смелая жен­ щина, заменяет своего мужа в опасном путешествии в подземный мир к злому богу Э.олику. 4 Девушка Баян помогает своему жениху победить врагов. Она вырывает с корнями тополь и, размахивая им, побивает враже- ское войско. Это — подвиг женщины, превосходящий многие подвиги богатырей. Подобные эпизоды, надо полагать, вос­ ходят к тому далекому прошлому, о кото­ ром свидетельствуют греки. В жестокие века феодализма, эти эпизоды поддержи­ вались в эпосе мечтой народа о равенство между мужчиной и женщиной. Невесты и жены ойротских богатырей,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2