Сибирские огни, 1941, № 2

Очи-Бала, уезжая на войну, дает братьям наказ: — Пусть живет весь народ наш бога­ то!.. Речь идет о народе, который только что был освобожден из-под байского ярма. 4 А. М. Горький в докладе на Всесоюзном съезде советских писателей говорил: «...чем более мощным и властным ста­ новился рабовладелец, — тем выше в не­ беса поднимались боги, а в массе явилось богоборчество, воплощенное в образе Про­ метея, эстонского Калеви и других героев, которые видели в боге враждебного им владыку владык». Мотивы богоборчества очень сильны в ойротском народном эпосе. Шаманы в те­ чение многих веков запугивали народ злыми и добрыми богами. Они говорили: — Эрлик берет детей, родители кото­ рых забывают приносить ему жертву не менее двух раз в год. Он — грозный, мо­ гущественный. Как бы отвечая шаманам, народ в сво­ ем эпосе силу и могущество, смелость и мудрость отдает не богам, а человеку. В мире нет ничего, что богатырю было бы не по плечу. Среди героев, созданных устным твор­ чеством русского народа, видное место за­ нимает веселый Петрушка, побеждающий «попа, полицейского, чорта и даже смерть» (А. М. Горький. Доклад на съезде писате­ лей). В ойротском фольклоре есть маль­ чик-весельчак Ырасту (Счастливый), род­ ной брат Петрушки. Ырасту произошел от горы и озера. Был он величиной с коз­ ленка. Но победил хана с ханшей и по­ срамил «великого шамана Телдекпея». Ойротский народ сложил дерзкую поэму о борьбе охбтника с богами.1 Шаман был обижен тем, что охотник Катан-Коо, воз­ вращаясь с промысла с полными вьюками шкурок и мяса, никогда не делится с ним богатой добычей, и он пошел с жалобой сначала к злому богу Эрлику, потом ^к доброму богу Ульгеню. Злой бог, чтобы поддержать престиж шамана, послал на охотника шесть голодных ворон, семь про­ жорливых волков, злую бабушку с мед­ ным носом и, наконец, своего сына. Муд­ 1Поэма «Могучий богатырь Катан-Коо», записанная Ч. Ч у н и ж е к о в ы м в долине Куким, на русском языке еще не опубли­ кована. рый и сильный охотник победил всех- Тогда вышел на бой сам Эрлик и тоже потерпел поражение. В дело ввязался доб­ рый бог Ульгеиь и вызвал охотника на суд. На суде мудрый Катан-Коо не толь­ ко оправдался, но и посрамил всех своих врагов из подземного мира. А после суда он расправился с шаманом. Деление богов на добрых и злых в ой­ ротской мифологии весьма условно. Как правило, добрый бог не делает ничего доброго для. людей. Когда дочь Бурхан-ка- на помогла оживить мальчика Эркемела, то бог прогнал ее с неба, говоря, что она, помогая людям, запоганилась от них. Богатырям приходится вести борьбу против всех богов, добрых и злых. И, в конечном счете, победа всегда оказывает­ ся на стороне человека. Сила, могущество и мудрость человека великолепно показа­ ны в поэме «Козын-Эркеш». Богатырь ле­ жит разрубленный на части. Байым-Сур пытается оживйть его. Для этого она привезла целебной воды, наломала чисто­ го можжевельника, собрала на Алтае шестьдесят лекарств. Но ничто не помога­ ло. Видя это, «Ульгень-бог дверь в небе открыл» и, злорадствуя, объявил женщи­ не, что все ее старания напрасны, что муж ее «смерти з а с л ужи в а е т » . т у же минуту из-под земли вылез злой бог Эр­ лик и, поглаживая бороду, сказал, что' Козын-Эркеш никогда ему не приносил жертвы и потому оживить его никому не удастся. Женщина сердито ответила же­ стоким и неумным богам: Козык-Эркеша я сама излечу, Помощи вашей не опрашиваю. Добрый бог поспешил захлопнуть двери неба, злой юркнул в свое подземелье. Байым-Сур продолжала искать «живую траву» и целебную воду. В конце концов, ей удалось вернуть жизнь своему мужу. Многие богатыри, подобно смелому Ак- Тойчи, спускаются в подземелье и всту­ пают в единоборство с Эрликом. В конце долгой и суровой битвы они вытаскивают его на «белый свет» и берут клятву в том, что он никогда не будет замышлять ничего плохого против людей. Богатыри заставляют его лизать их мечи и нюхать концы их копий. После всего этого, они совершают самое унизительное для него ставят ему на лоб свое тавро так жег как ставят его на холки своих коней, па­ сущихся в табунах. Тем самым «всемо­ гущий бог» приравнивается к паршивому

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2