Сибирские огни, 1941, № 2

3 [Народ очень любовно относится к обра­ зам своих богатырей. Любимый богатырь всегда изображается с большой долей поэ­ тизации и идеализации. Воспевая богаты­ рей, происходящих из среды трудового народа, давая богатырям имена пастухов и охотников (Малчи-Мерген — Зоркий Па­ стух, Анчн-Мерген — Меткий Стрелок, Охотник), сказители одевают их в сереб­ ряные и золотые кольчуги, в бобровые шапки и рукавицы, украшенные жемчу­ гом. Подошвы у богатырей — 1 бронзовые, коновязи — медные и даже золотые. Ж и ­ лище богатыря почти всегда называется белым (белый здесь в смысле чистый) или золотым дворцом, хотя все внутрен­ нее убранство такого дворца остается точной копией юрты кочевника. Когда бо­ гатыри переселяются из одной долины в другую или из края в край, как в поэме «Кёзюйке и Баян», они, подобно самым обычным кочевникам, разбирают свой дво­ рец и увозят с собой. Герои эпоса, в образах которых были воплощены лучшие надежды трудового на­ рода, получили от народа опоэтизирован­ ные имена Ак-Тойчи — Белый (чистый) — устроитель пиршеств, Каи-Толо — Полно­ кровный, Козын-Эркеш — Миленький, Кокин-Эркей — Милый, Алып-Маыаш — Великан. Враги богатырей, а следовательно и враги народа, всегда носят скверные име­ на. Сказитель не боится в самом начале произведения раскрыть свои карты. Он одним упоминанием имени отрицательного персонажа вызывает у слушателя не­ приязненное, отвратное отношение к не­ му. Вот некоторые из таких имен: Боро- Толтей — Серый Толстяк. Кодон-бай — На­ чальник задницы, Дьети-Деек — Семь Об­ жор. Последнее имя стало нарицательным и ругательным. 'Русский народ в своих сказках остро и уничтожающе высмеял помещика, жесто­ кого, жадного, кичливого барина. Не менее остро ойротский народ вы­ смеял в эпосе своих феодалов. Мотивы классовой борьбы присущи мно­ гим поэмам ойротского героического эпо­ са. Юноша Ескюс-Уул ушел от бая, же­ стоко эксплоатировавшего его, и встал на путь борьбы с ним. Богатырь Авчи-Мер- ген сообщает о себе: В [раннем детстве я стал рабам, Жил я у бая, ходил за скотом. Тяжкая доля мне стала невмочь, ' От злобного бая бежал я прочь. —-. Теперь я окреп, возмужал... — го­ ворит он в заключение и отправляется со своим другом в поход против врагов. В эпосе немало строк, посвященных тяжелому положению трудового народа, эксплоатируомого баями, феодалами. 1> «Кан-Толо» есть упоминание о том, что Тельбен-Кара-кан сек народ колючим ши­ повником. Бай Саныскан истязал непо­ корных пастухов розгами и плетьми. У бая Айбычи из поэмы «Малчи-Мерген» было сто сорок пастухов. Он заставлял их работать без отдыха днем и ночью. Па­ стухи ходили полуголые и босые. Ноги их были изранены 'камнем. Однажды са­ мый смелый из пастухов Малчи-Мерген обратился к хозяину с требованием вы­ дать сапоги. Бай рассвирепел, хлестнул пастуха плетью и приказал слугам пере­ ломить ему ноги. Имена баев Семи Обжор, о которых го­ ворилось выше, заставляют нас остано­ виться на образе семиглавого Дельбетена- людоеда. Обычно его рисуют,- как правую руку и ближайшего помощника баев и ханов. В поэме «Ак-ван» повествуется о том, как на Алтай надвигался Дельбеген и на своем пути пожирал всех людей и весь скот. Ак-кан спрятал своих детей в пещеру, а сам с женой и войском решил принять бой. Дельбеген проглотил всех. Остались только дети в пещере, мальчик и девоч­ ка. Через некоторое время мальчик стал богатырем, вступил в бой с Дельбегеном и уничтожил его. Он распорол живот лю­ доеда и оттуда вышел отец с матерью, вышли все люди, проглоченные чудови­ щем. Этот мотив нередко встречается в ой­ ротском эпосе. Иногда чудовище носит имя не Дельбегена, а Алмыса, одного из- злых духов. Но существо от этого не ме­ няется: и Дельбеген, и Алмыс — олице­ творение феодалов, порабощавших народ. Кроме самого Дельбегена, -сын Ак-кана уничтожил его жену и двух сыновей. Пос­ ле этого богатырь торжественно объявил: — Дельбегенский род уничтожен! В поэме «Кокин-Эркей» богатырь после своей победы говорит: Погиб кровавый подземный хан, Разрушено ханство и ханский стан. Освободив людей, богаТырь обычно рас­ селяет их по самым лучшим долинам.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2