Сибирские огни, 1941, № 2

ким примером этого олицетворения яв­ ляется самый любимый богатырь ойротов Алтай-Бучай. Об этом красноречиво сви­ детельствует первая ча1сть его имени, яв­ ляющаяся древним именем народа.1 В образе Алтай-Бучая мы находим: ти­ пичные черты ойрота, кочевника, хорошего скотовода и отличного зверолова. Алтай- Бучай несет в себе все лучшие качества своего народа, Он вольнолюбив, кристаль­ но честен, храбр и непоколебим в бою. Он один не давал Аранаю и Шаранаю поко­ рить и поработить Алтай. Перед ним тре­ петали злые и коварные ханы, в течение многих веков недававшие покоя народам горной страны. И вот Алтай-Бучай вышел на поле битвы. Перед тем как поднять свой меч, он сказал врагам: Мирно живущих людей Со стойбищ вы угоняли!.. Жеребенка, от матки отняв, Жалобно ржать заставляли; Ребенка, от матери отлучив, Слезы лить заставляли!.. За все теперь отвечайте!. Разбив вражье войско и уничтожив ха­ нов, Алтай-Бучай встретился с их отцом, .дряхлым стариком. Увидев богатыря, ста­ рик решил, что его жизни пришел конец: Но Алтай-Бучай говорит ему: Старых людей я крови не лью, Врагов убиваю в равном бою. До последнего вздоха в груди :В своем аиле, старик, сиди. Б этом видеп глубокий гуманизм, свой­ ственный многим богатырям ойротского на­ рода и широко известный по героическому эпосу других народов. Сопротивление слом­ лено, враг уничтожен, и богатырь опу­ скает меч в ножны. Бму не знакома бес­ цельная, слепая месть. Он не трогает лю­ дей, не опасных для его дела. Богатыри ведут свои тяжелые и жесто­ кие битвы во имя освобождения пора­ бощенного .народа, во имя (счастливой вольной жизни скотоводов и звероловов. Алып-Манаш говорит освобожденному им народу: Теперь вы свободны. На свои луга скот свой гоните. В других сказаниях богатырь, уничто­ жив господство ханов, предоставляет наро­ ду право выбора — остаться на старых 1До революции ойроты были известны под именем алтайцев. Сами себя' они на­ зывают алтай-кижи, что означает алтай­ ский человек. стойбищах или итти с ним. И народ всегда идет за богатырем, своим освободителем. После битвы, решившей исход борьбы, Алтай-Бучай обратился к народу с. речью: От ханов я вам помог избавиться — Свою аудьбу изберите сами! И народ решил избрать его своим вож­ дем, головой, как сказано в алтайском тексте. Когда богатырь Курман-Тойчи уничтожил Кюн-кана и поехал в родрую долину, он увидел, что за ним движется на'род, много­ численный, как лес в тайге. В стороны богатырь посмотрит — Краев не видно, Назад оглянется — Конца не видно. Это двигались люди, дождавшиеся осво­ бождения из ханского плена. Они шли в родной Алтай, где долгое время леса и травы не слышали человеческого голоса. И вот теперь снова В каждой долине — Голубые дымки костров, На склоне каждой горы — Многочисленные стада. Сердце Алтая Счастьем наполнилось, Глаза народа Радостью полны. Богатырь собрал народ па веселый пир. Комысчилары там На комысах играли. Шоорчилары На дудках насвистывали. .Имиличилеры Смычкам покою не давали. Топшуристы, струнами звеня, Про богатырей пели. Молодые женщины В своем кругу веселились. Молодые парни Коней в бега иуокали. Веселье было такое, что В небе солнце смеялось; Луна над горами плясала. Народным торжеством заканчиваются все героические поэмы. Освободившиеся из ханского плена прославляют богатырей: В муках рабства мы, жили, Ты освободил нас, Курман-Тойчи! iB родной Алтай, где вечно солнце сияет, Ты привел нас, Курман-Тойчи! На земле утверждается мирная, спокой­ ная жизнь. Богатырь стоит на страже своего народа: Война, блестя мечами, Никогда к нему не заходит; Горе, по-волчьи воя, Никогда к нему не показывается.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2