Сибирские огни, 1941, № 2

дование о чаяниях и ожиданиях народ­ ных».1 Упрек Владимира Ильича, адресованный исследователям былинного эпоса, вспоми­ нается особенно остро, когда мы внако- мимоя с эпосом тюркских народов Сибири и, в частности, с эпосом ойротов. Еще поч­ ти ничего не сказано об отражении в этом эпосе чаяний народа, его мечты. Эта ин­ тереснейшая тема ждет своего исследова­ теля. 2 Как всякий народпый эпос, ойротские героические поэмы глубоко патриотичны. Богатыри, сильные, могучие, храбрые, безза!ветно преданные своему народу и безгранично любимые им, стоят на страже родной земли. Они любят мирный труд — охоту, рыб­ ную ловлю, пастьбу скота. Они ни на кого не нападают, ни с кем не затевают войны. В поэме «Кокин-Эркей» говорится: Богатыри, как братья, живут, На войну с черной думой они не идут, К себе они не пускают врага; Мирная жизнь им дорога. В поэме «Ак-Тойчи» повествуется о двух богатырях, 'которые ни с кем «войну не затевали», но, если враги нарушали мир­ ную жизнь народа, то богатыри Всех зачинщиков войны Разили крепкой рукой. Тот же мотив мы находим в поэме «Имей-Алтын и Шимей-Алтын» и во мно­ гих других поэмах ойротского народа. •Юноша-богатырь Очи-Бала не хотел воевать. Но пока он ездил к Саныс-кану, чтобы узнать о судьбе своих братьев, ко­ торые отправились с жалобой на него, на мирный народ напал Тельбен-Кара-кан. Вернувшись в родную долину, братья уви­ дели: Свет луны, солнца .свет затемняют Тучи жадных сорок и ворон, Что над трупами вьются... Людская Кровь до пояса... Конская кровь До седла глубиной на долинах!.. Тогда богатырь Очи-Бала приходит в ярость и все свои силы отдает борьбе за освобождение народа, уведенного в плен 1Цитирую по статье Ю. С о к о л о в а в 11 томе «Литературной энциклопедии», стр. 787. иноземными захватчиками. Он вступает в бой с несметным войском хана. Узнав о том, что какой-то хан пленил и поработил парод, богатырь, обычно, забы­ вает обо всем, кроме предстоящей битвы. Богатырь всштда готов к бою за родную землю. Сабля его наточена, копье его — остро, колчал его — полон стрел. Сбруя боевого коня всегда в полном порядке. Богатырь никогда не отступает и ему не знакома робость перед угрожающей опасностью. Он храбро идет на битву с врагом, силы которого, на первый взгляд, в тысячи раз превосходят силы богатыря. И победа всегда — на стороне богатыря, потому что он стоит за правое дело, за­ щищает народ. Народ наделил богатырей всеми своими лучшими качествами — храбростью, си­ лой, честностью и железной преданностью своему долгу. Далеко не всегда богатырь действует в одиночку. Нередко мы видим его пользую­ щимся в бою помощью простых людей, ко­ торые любят его и в грозный час старают­ ся оберечь от напасти. Слепой старик вручает богатырю Кап- Толо гусиное яйцо и говорит: Смерть приблизится, — это яйцо Ты достанешь и съешь половину, А другую — отдашь коню... Через некоторое время Кап-Толо всту­ пил в бой с войском Дьес-iKapa. Девять лет продолжалась битва и силы Кан-Толо начали ослабевать. Тут он вспомнил о по­ дарке' старика, достал гусиное яйцо и съел. От этого у богатыря сразу прибави­ лось силы и он разбил вражеское войско. Богатырь Ак-Тойчи в борьбе с Одус- Башту-Ок-Дьыланом, сыном помощника злого бога, пользуется помощью семи де­ вушек. В самую решительную минуту, когда бронзовые подошвы богатыря От горячего дыхания врага, К ак масло, растаяли, девушки принесли холодную воду и облили его ноги. Этого оказалось 'недостаточно, и девушки стали подкладывать ему под ноги ледяные плиты. Вскоре богатырь вспомнил о кожаном чекмене, подарке брата. Надев этот чек­ мень, он приобрел новые силы. Все это помогло ему продержаться, пока не при­ шел на помощь брат. Многие из ойротских богатырей не толь­ ко бессмертны, но и вечно молоды. В них олицетворен трудовой народ. Наиболее яр­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2