Сибирские огни, 1941, № 2
дование о чаяниях и ожиданиях народ ных».1 Упрек Владимира Ильича, адресованный исследователям былинного эпоса, вспоми нается особенно остро, когда мы внако- мимоя с эпосом тюркских народов Сибири и, в частности, с эпосом ойротов. Еще поч ти ничего не сказано об отражении в этом эпосе чаяний народа, его мечты. Эта ин тереснейшая тема ждет своего исследова теля. 2 Как всякий народпый эпос, ойротские героические поэмы глубоко патриотичны. Богатыри, сильные, могучие, храбрые, безза!ветно преданные своему народу и безгранично любимые им, стоят на страже родной земли. Они любят мирный труд — охоту, рыб ную ловлю, пастьбу скота. Они ни на кого не нападают, ни с кем не затевают войны. В поэме «Кокин-Эркей» говорится: Богатыри, как братья, живут, На войну с черной думой они не идут, К себе они не пускают врага; Мирная жизнь им дорога. В поэме «Ак-Тойчи» повествуется о двух богатырях, 'которые ни с кем «войну не затевали», но, если враги нарушали мир ную жизнь народа, то богатыри Всех зачинщиков войны Разили крепкой рукой. Тот же мотив мы находим в поэме «Имей-Алтын и Шимей-Алтын» и во мно гих других поэмах ойротского народа. •Юноша-богатырь Очи-Бала не хотел воевать. Но пока он ездил к Саныс-кану, чтобы узнать о судьбе своих братьев, ко торые отправились с жалобой на него, на мирный народ напал Тельбен-Кара-кан. Вернувшись в родную долину, братья уви дели: Свет луны, солнца .свет затемняют Тучи жадных сорок и ворон, Что над трупами вьются... Людская Кровь до пояса... Конская кровь До седла глубиной на долинах!.. Тогда богатырь Очи-Бала приходит в ярость и все свои силы отдает борьбе за освобождение народа, уведенного в плен 1Цитирую по статье Ю. С о к о л о в а в 11 томе «Литературной энциклопедии», стр. 787. иноземными захватчиками. Он вступает в бой с несметным войском хана. Узнав о том, что какой-то хан пленил и поработил парод, богатырь, обычно, забы вает обо всем, кроме предстоящей битвы. Богатырь всштда готов к бою за родную землю. Сабля его наточена, копье его — остро, колчал его — полон стрел. Сбруя боевого коня всегда в полном порядке. Богатырь никогда не отступает и ему не знакома робость перед угрожающей опасностью. Он храбро идет на битву с врагом, силы которого, на первый взгляд, в тысячи раз превосходят силы богатыря. И победа всегда — на стороне богатыря, потому что он стоит за правое дело, за щищает народ. Народ наделил богатырей всеми своими лучшими качествами — храбростью, си лой, честностью и железной преданностью своему долгу. Далеко не всегда богатырь действует в одиночку. Нередко мы видим его пользую щимся в бою помощью простых людей, ко торые любят его и в грозный час старают ся оберечь от напасти. Слепой старик вручает богатырю Кап- Толо гусиное яйцо и говорит: Смерть приблизится, — это яйцо Ты достанешь и съешь половину, А другую — отдашь коню... Через некоторое время Кап-Толо всту пил в бой с войском Дьес-iKapa. Девять лет продолжалась битва и силы Кан-Толо начали ослабевать. Тут он вспомнил о по дарке' старика, достал гусиное яйцо и съел. От этого у богатыря сразу прибави лось силы и он разбил вражеское войско. Богатырь Ак-Тойчи в борьбе с Одус- Башту-Ок-Дьыланом, сыном помощника злого бога, пользуется помощью семи де вушек. В самую решительную минуту, когда бронзовые подошвы богатыря От горячего дыхания врага, К ак масло, растаяли, девушки принесли холодную воду и облили его ноги. Этого оказалось 'недостаточно, и девушки стали подкладывать ему под ноги ледяные плиты. Вскоре богатырь вспомнил о кожаном чекмене, подарке брата. Надев этот чек мень, он приобрел новые силы. Все это помогло ему продержаться, пока не при шел на помощь брат. Многие из ойротских богатырей не толь ко бессмертны, но и вечно молоды. В них олицетворен трудовой народ. Наиболее яр
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2