Сибирские огни, 1941, № 2
шего в ссылке на далеком севере, глядя на; стелющуюся березу, тайну ее жизне способности, заканчивается такими стро ками: Вы часто, деревья, в печах пламенели, Но я вам сказать без смущенья осмелюсь — И с а м он г о р е л , ч т о б д р у г и е с о г р е л и с ь ! И он топором был под корень подрублен, Но не был погублен! И с а м о н л е т е л , о п е р е н н о й с т р е л о ю. О н з н а е т г р я д у щ е е , п о м н и т былое ! Грядущее! Будет цветами одета Гиперборея — дальний край света. Необходимо отметить, что Л. Мартынов, как никто из советских поэтов, чувствует себя в своих поэмах полным хозяином прошлого. Он смело идет в истории прочь от «плоской, мнимой точности» фактов к домыслу, вымыслу, к «творчеству фактов», «в храм истины» исторической жизни народа. Например, в основе «Сказки об атамане Василии Тюменце» лежат исторические факты и лица. Русские действительно по сылали к Алтын-ха!ну несколько посольств. Василий Тюменец — историческое ли цо. Но Василий Тюменец жил в Томске, а не в «старой Таре, в урмане татарском», как указано в сказке. Мартынов заботится не о мелкой правде подробностей, а о большой правде века. Сохраняя колорит времени и места, он создает поэму-сказку, в которой отражено народное понимание событий, восприятие их народом, его от ношение к ним, его чаяния, надежды, ду мы, чувства. Василий Тюменец предлагает Алтын-хану дружбу народов, совместную борьбу против насильников и захватчиков чужих земель — зюнгорского князя Меч- тана. В «Домотканной Венере» есть историче ское лицо — аббат Шапп д’Отерош, вы пустивший в 1769 г. в Париже книгу «Путешествие в Сибирь» и опубликовав ший в ней рисунок своего сибирского спутника — художника Леиренса «В си бирской бане». Оттолкнувшись от этих двух фактов, Л. Мартынов написал инте реснейшую и волнующую яовесть-исповедь русской женщины, с которой якобы бмла нарисована центральная фигура приведен ного в книге д’Отероша рисунка. Д’Оте рош является персонажем поэмы, но ав тор рисунка «В сибирской бане» в поэме уже русский художник Антон. Героиня поэмы становится его женой, он рисует с нее Венер, Юнон, Минерв и заставляет' девушек-ткачих воспроизводить их на го беленах, предназначенных для заграницы. Для всех обнажена, Антон, твоя жена, Блудливых стариков я радовать должна, Чужих любовных ласк я вяжу откровенность, В альковах у вельмож пригвождена я, Be нус! А здесь? Ах, боже мой, я здесь яокою нет. Со злобою глядят ткачихи мне вослед. Как убедить мне их, что злоба их напрасна* Не менее рабынь хозяйка их несчастна. Меж всех его рабынь я первая раба — Вот какова моя несчастная оудьба! Программной для творческих установок Л.' Мартынова и его отношения ко всяче ским мертвым правилам и пуристам в- жизни и искусстве является его замеча тельная небольшая поэма — «Рассказ про мастерство» — о подмастерье-портном,, заике, ставшем знаменитым художником. Поэма начинается сильными строками,, полными уничтожающей иронии, направ ленной против «диктаторов мод» и без душных ремесленников в жизни и искус стве. Портные! Из утюжной полумглы, Где испаренья сукон тяжелы, Где прячутся в зеркальные углы Безглавые подобья человечьи — Встаете вы заказчику навстречу Сурово, не терпя противоречья... Меч сантиметра и копье иглы! Ты беспощадна, диктатура мод! Кто смеет не послушаться портного? ...Надменно, не терпя противоречья, Он с вами говорит, как бы с врагом: — Фасон таков! Не мажет быть и речи Сегодня о каком-нибудь другом! Но вот однажды, весенним днем, подма стерье-заика осмеливается предложить за казчице, которая «пришла издалека», «по добная судьбе», другой — с в о й — фа сон. Он схватывает мелки и рисует наг. голландской печи заказчицу, одетую в при думанное им платье. ...белый мел так радостно хрустел, Как будто стал одушевленным телом. Заказчица согласилась. Но запротесто вал хозяин Шхеразадов. Тогда раздельно, внятно и любезно Сказал заика: — Ты еще не я. Цыц, Шхеразадов! Хитрость бесполезна. Иди к чертям. Зовет тебя змея. И следом за заказчицей он прыгнул, Что из дверей метнулась в этот миг. Не мудрено. Ей показался дик Тот поединок...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2