Сибирские огни, 1941, № 2
Л И Т Е РА Т У РА И И С КУС С Т ВО Ал. Борисов У В СТРАНЕ ПОЭТА (О новых поэмах Леонида Мартынова) «Кто хочет узнать поэта — тот должен идти в его страну».1 Это требование Гете обращено прежде всего в адрес самого поэта. Он должен иметь с в о ю п о э т и ч е с к у ю з е м лю, с в о ю п о э т й ч е к с й у ю с т р а н у , отличную ют «земель» и «стран» дру гих поэтов. У Леонида Мартынова есть с в о я по э- т и ч е с к и я от >ра н!а! Вышедщая в конце прошлого года в Омске вторая кни га его поэм2 утверждает это окончательно и совершению непреложно свидетельству ет, что «страна» Мартынова — самобыт на и богата! Своим художественным укла дом: словарем, изобразительными сред ствами и приемами, рифмами и ритмами, интонациями, сюжетными! построениями, мотивировками, мыслями и чувствами, яр кими образам действительности. И по этому тот, «то войдет в «страну» Марты нова непредубежденно, -— тот не раскает ся. Он найдет в ней много интересного, свежего, обогащающего человека, увидит в ней «порывистых людей, все заново творящих во вселенной», убедится, что она не из тех, «где творчество в запрете». Наоборот. Она вся обнята и наполнена «творчеством фактов», и Мартынов имел все основания сказать о самом себе в «Вол шебных садах»: Увы, не умаю писать биографий. Я больше всего не люблю фотографий — Их плоская, мнимая точность страшна мне. Мне ближе литограф, что режет на камне И, сладко задумавшись, вымысел вносит Туда, где об этом иикто и не просит. В храм истины домысел смело стучится. Чего не случилось —• могло бы случиться. 1 «Wer den Dichter wo ll verstehn, muss in Dichters Lande gehn». В. Г e т e. Примечания к «Западно-восточному дивану». 2Л е о н и д М а р т ы н о в . Поэмы. Омск. 1940 г., стр. 108, ц. 4 р. 50 кап. И часто быть мажет я здесь увлекаюсь. От истины точной слегка отклоняюсь; Но в г л а в н о м я л р а в Р Я ручаюсь!* Непосредственное знакомство со «стра ной» Мартынова подтверждает, что она не только чужда, во прямо враждебна «плоской, мнимой точности» фотографий, мертвой «правде фактов», ибо Мартынов знает, уверен, что «поэзия есть выраже ние лизни, или, лучше сказать, сама жизнь. Мало этого: в поэзии жизнь более является жизнью, нежели в самой дей ствительности» (Б еливский). Поэмы Л. Мартынова принято называть «историческими»2, оговариваясь при этом, что они написаны «принципиально иначе», чем) большинство поэтических произвело ний о прошлом других авторов. В чем же заключается это творческое «принципиально иначе» Леошвда Марты нова? В новом сборнике поэм Л. Мартынова по-крайней мере четыре из восьми должны быть отнесены к разряду «исторических». Это — «Правдивая история об Увенькае», опубликованная в 1937 г. в «Сиб. Огнях», а также позже в первом сборнике поэм Л. Мартынова, затем — «'Сказка об атамане Василии Тюменце», «Домотканная (Бейе ра» и «Исповедь Елтоиа». Последняя содержит бесславную испо ведь отрубленной головы Елтона, англий ского черного пирата-флибустьера, решив шего, что «и две, и больше родин иметь мне можно», бежавшего «с московской службы! к пероияий!м». пытавшегося вмес те с другим пиратом Делявилем организо вать нападение на Астрахань и поплатив шегося за это головой. 1 Разрядка в цитатах всюду моя. — А. Б. 2См., напр., «Заметки о творчестве Л. Мартынова» В. Б у р м и н а в № 2 «Сиб. Огней» 1940 т.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2