Сибирские огни, 1941, № 2

Л И Т Е РА Т У РА И И С КУС С Т ВО Ал. Борисов У В СТРАНЕ ПОЭТА (О новых поэмах Леонида Мартынова) «Кто хочет узнать поэта — тот должен идти в его страну».1 Это требование Гете обращено прежде всего в адрес самого поэта. Он должен иметь с в о ю п о э т и ч е с к у ю з е м ­ лю, с в о ю п о э т й ч е к с й у ю с т р а ­ н у , отличную ют «земель» и «стран» дру­ гих поэтов. У Леонида Мартынова есть с в о я по э- т и ч е с к и я от >ра н!а! Вышедщая в конце прошлого года в Омске вторая кни­ га его поэм2 утверждает это окончательно и совершению непреложно свидетельству­ ет, что «страна» Мартынова — самобыт­ на и богата! Своим художественным укла­ дом: словарем, изобразительными сред­ ствами и приемами, рифмами и ритмами, интонациями, сюжетными! построениями, мотивировками, мыслями и чувствами, яр­ кими образам действительности. И по­ этому тот, «то войдет в «страну» Марты­ нова непредубежденно, -— тот не раскает­ ся. Он найдет в ней много интересного, свежего, обогащающего человека, увидит в ней «порывистых людей, все заново творящих во вселенной», убедится, что она не из тех, «где творчество в запрете». Наоборот. Она вся обнята и наполнена «творчеством фактов», и Мартынов имел все основания сказать о самом себе в «Вол­ шебных садах»: Увы, не умаю писать биографий. Я больше всего не люблю фотографий — Их плоская, мнимая точность страшна мне. Мне ближе литограф, что режет на камне И, сладко задумавшись, вымысел вносит Туда, где об этом иикто и не просит. В храм истины домысел смело стучится. Чего не случилось —• могло бы случиться. 1 «Wer den Dichter wo ll verstehn, muss in Dichters Lande gehn». В. Г e т e. Примечания к «Западно-восточному дивану». 2Л е о н и д М а р т ы н о в . Поэмы. Омск. 1940 г., стр. 108, ц. 4 р. 50 кап. И часто быть мажет я здесь увлекаюсь. От истины точной слегка отклоняюсь; Но в г л а в н о м я л р а в Р Я ручаюсь!* Непосредственное знакомство со «стра­ ной» Мартынова подтверждает, что она не только чужда, во прямо враждебна «плоской, мнимой точности» фотографий, мертвой «правде фактов», ибо Мартынов знает, уверен, что «поэзия есть выраже­ ние лизни, или, лучше сказать, сама жизнь. Мало этого: в поэзии жизнь более является жизнью, нежели в самой дей­ ствительности» (Б еливский). Поэмы Л. Мартынова принято называть «историческими»2, оговариваясь при этом, что они написаны «принципиально иначе», чем) большинство поэтических произвело ний о прошлом других авторов. В чем же заключается это творческое «принципиально иначе» Леошвда Марты­ нова? В новом сборнике поэм Л. Мартынова по-крайней мере четыре из восьми должны быть отнесены к разряду «исторических». Это — «Правдивая история об Увенькае», опубликованная в 1937 г. в «Сиб. Огнях», а также позже в первом сборнике поэм Л. Мартынова, затем — «'Сказка об атамане Василии Тюменце», «Домотканная (Бейе­ ра» и «Исповедь Елтоиа». Последняя содержит бесславную испо­ ведь отрубленной головы Елтона, англий­ ского черного пирата-флибустьера, решив­ шего, что «и две, и больше родин иметь мне можно», бежавшего «с московской службы! к пероияий!м». пытавшегося вмес­ те с другим пиратом Делявилем организо­ вать нападение на Астрахань и поплатив­ шегося за это головой. 1 Разрядка в цитатах всюду моя. — А. Б. 2См., напр., «Заметки о творчестве Л. Мартынова» В. Б у р м и н а в № 2 «Сиб. Огней» 1940 т.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2