Сибирские огни, 1941, № 2
много. Береза щедра и беспрерывно на полняет подставленные под нее чашки. Мы так и зовем ее: наша б е р е з к а . Она росла на берегу Уеня, одинокая, среди зарослей тальника, калины и чере мух. Росла несколько причудливо. Невы соко от земли ствол сгибался под прямым углом и метра полтора шел параллельно земле, а потом сразу, опять под прямым углом, принимал нормальное положение. И всегда мы останавливались здесь, что бы под теныо ее листвы позавтракать или просто отдохнуть, вьгкурить трубки. Подплываем к берегу, а березка тихо пе ребирает листочками и как будто слышит ся нам еле уловимое, ласковое: «Здрав ствуйте». И мы отвечаем: «Здравствуй, березка». Есть у нас на Уене и «Мыс чорвя-спа- сителя», и «Плесо белых лилий», и много подобных мест. С каждым из них связаны какие-либо приятные воспоминания. Выехали мы однажщы на рыбалку и нигде не могли найти червей. А вот один мысок снабдил нас ими вдоволь. А значит, и рыба была, и обед, и ужин. Разве это не «Мыс червя-спасителя»? Взгляните на картину Левитана «Золо тая осень». Спокойная излучина неширо кой реки, зеленеющее вдали озимое поле, облачко, застывшее в голубом небе, зо лотые березы по берегам реки. Вот это и есть Уень. И когда смотришь на осенние мотивы Левитана — кажется, что был талантливый художник русского пейзажа на берегах мало кому ведомой сибирской речки Уень — до того схожи эти места с многими его картинами. Течет эта, с татарским названием, ре ка но обской пойме с ленцой и так пет ляет на своем коротком пути, словно заяц, убегающий по первой пороше от наседаю щих собак. Нельзя назвать Уень и притоком Оби. Берет начало он из Оби вблизи деревни Скала, что за Еолыванью. И впадает в Обь у деревни Почта. Прямая между исто ком и устьем вряд лй составит больше 12 километров, но если плыть по реке по бесчисленным кривунам и петлям — по требуется два дня! Озер вокруг — и больших, и малых —• множество, и все эти Камышные — Хомутины — Вилаж- ные — Телеутские бо'гаты и дичью и ры бой. Богат рыбой и Уень, особенно щу кой. Блеененье щук одно из наших люби- мейших занятий. Ранним утром, когда над рекой еще лежит туман, мы плывем бесшумно возле зеленой каймы широких лопухов и трепетно ждем, когда дрогнет струной натянутый шнур и тиШину утра разбудит шумный всплеск пойманной на блесну щуки. Вода, накрытая туманом, еще темна. Но вот туман подобрался, и река, словно боясь опоздать к восходу солнца, тороп ливо сбросила ночное покрывало и просну лась. Заплескалась рыба в омутах, заигра ли серебряные чебаки над зеркальным плесом — шнур дрогнул и с силой пошел вглубь. Тут не зевай! Течет Уень и мимо высоких мест. Сбе гают оттуда по берегу молодые сосенки и, склонившись над прозрачными струями, как девушки, любуются собой. А навер ху — старые сосны с раскидистой кро ной, и весь берег покрыт душистыми желтыми лилиями. В июле струятся над Уенем ни с чем несравнимые тонкие ароматы скошенных трав. Места для сенокосов здесь залив ные, богатые. Буйно растут травы. Сено косилки шумят в эти дни по берегам. Вы растают колхозные станы — шалаши из пахучего сена. Вечером костры яркие го рят, песни поет молодежь у шалашей. По реке слышно далеко, и мы сидим у своего костра, прислушиваясь к людскому говору и песням. В августе многочисленные стога да по кинутые шалаши напоминают о том, что здесь трудились люди. За тишину, за столь милый сердцу рус ский пейзаж мы любим неотмеченный на картах Уень. Друг мой даже стихи написал: Привет тебе, родной Уень, Твоим лугам, лесам зеленым!.. Настанет вновь желанный день И мы придем к тебе с поклоном. Чуманский бор за Уенем. Весной, в по гожие дни, мы любим побродить по бору. Много в нем скрытых от человеческого глаза озеринок, мочажин. Середина бора высокая, сухая. Песчаная тропа пересе кает бор и, вскинув за плечи ружья, мы неторопливо идем по пей. Вот, почти из-под ног, вспорхнула шум но тетерка и, склонившись, мы рассмат риваем у березового пня гнездо. Вот ко- сачиный ток, — это, видимо, отсюда до носится по утрам к нашему стану про тяжное «чу-фы-ыы» краснобровых кра савцев. Один раз пара чернышей задала концерт над самой нашей палаткой. Пе С и б . огни № 2. 19И . 7.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2