Сибирские огни, 1941, № 1
на, но в целом сказка оказалась менее удач ной: в ней меньше внутренней напряженно сти, меньше красок, сюжет недостаточно отоб ран. Тем не менее, и эта сказка — показа тель большого идейно-политичеокого роста ав тора. Об этом же свидетельствует сказка «Крылатые подрули», посвященная известно му перелету Валентины Гризодубовой, Мари ны Расковой и Полины Осипенко. Сказки Магая, печатавшиеся с 1926 г.. в р а з ных’ краевых изданиях и академических сбор никах, впервые выпускаются в собранном ви де . В сборник включена 41 сказка. Это—поч ти все, что создано Магаем. т и с ь м о в Прошу не отказать поместить следующее небольшое письмо. В статье Н. В. Здобнова «Идеологические позиции Мамина-Сибиряка», помещенной в № 1 журнала «Сибирские огни- з а 1940 год, между прочим, подвергается кри тике оценка творчества Мамина-Сибиряка, вы сказанная в моих работах 1933—37 гг. (всту пительная статья к «Избранным произведени ям» Мамина в 5 томах, СвердГИЗ, 1936—37 гг., комментарии к отдельным томам этого и зд а ния и др.). Согласно этой точки зрения, Мамин рассматривался как «друг народа», т. е. на родник в литературе SO—90-х годов, а его творчество как литературно-беллетристический вариант либерального народничества. Эту точ ку зрения тов. Здобнов и подвергает крити ке, хотя сам, как мне кажется, не дает доста точно точного анализа творчества Мамина и определения его места в истории русской ли тературы XIX века. «Совершенно оригинальная литературная фигура», «демократический гу- маниам», «демократ на распутье, без ясных перспектив» и др. Подобные определения не вносят историко-литературной ясности в изу чение творчества Мамина. Не имея возможности детально проанали зировать статью тов. Здобнова, с которой я согласен в ее отрицательной части, т. е. в от межевании Мамина от народничества, но не согласен во многих второстепенных частных положениях («Разложение патриархального быта... Мамин изображает в мрачных тонах», «Мамин беспощадно критиковал капиталисти ческий строй» и др.), я могу лишь сообщить сейчас в ответ на упрек тов. Здобнова, что -«насколько известно, тов. Ладейщиков недав но изменил свою точку зрения на Мамина, но его самокритики в печати еще не было», следующее: я действительно «изменил свою точку зрения на Мамина» и после 1937 г. мною были написаны и частью опубликованы новые работы о Мамине, выражающие новую «точку зрения» (вступительные статьи к двум томам иэбр. произведений Мамина в изд. Че- лябГИЗа, неопубликованная монография о Ма мине, которую рецензировал как ра з тов. Здоб нов, давший о ней в общем положительный ■отзыв, статья о Мамине-Оибиряке, написанная по предложению Института Русской литера- С научной стороны издание оформлено прекрасно: в конце книги даны развернутые историко-литературные комментарии, основан ные на богатом источниковедческом материа ле, словарь !местны'х слов и наречий и библио графия Е. И. Сороковикова-Магая. Вступи тельная статья М. Азадовского, предпослан ная книге, поможет читателю разобраться в значении сказок Магая. Она же дает родо словную сказителя, К книге приложен портрет Магая работы ленинградского художника Ю. Д. Скалдина. Переплет, титул и инициалы работы художника И. Билибина, имя которо го говорит само за себя. Н. Н и к ол а е в -Б ер ги н . РЕДАКЦИЮ туры Академии Наук для «Истории русской литературы» и др.). Существо этой новой точки зрения сводит ся, в кратких чертах, к следующему: Мамин- Сибиряк в русской литературе XIX века яв ляется наследником и учеником просветителей 60-х годов. Идеология Мамина — демократи ческое итрооветительство. Развитие капитализ ма в России 80—90-ix годов наложило извест ный отпечаток на просветительство Мамина, но в существе мировоззрение Мамина оста лось 'просветительским. В отличие от просве тителей 60-х годов Мамин уже видел проти воречия нового, буржуазного строя, но еще но-'просветительски верил в возможность «ра зумного» преодоления его противоречий, «дис сонансов». Главным злом русской порефор менной жизни Мамин считал не развитие ка питализма, а «неправильное» развитие капи тализма и наличие грубых остатков крепо стничества («щука умерла, а зубы остались» — «Три конца»). Наличием громадных пережит ков крепостничества во всем строе русской, и в частности уральской, жизни второй полови ны XIX века и объясняется просветительство Мамина. Этой идейной позиции соответствует и ху дожественный '.метод Мамина —• метод просве тительского реализма. Как художник Мамин является наследником лучших традиций про светительского реализма 60-х годов, что резко отмежевывает его и от представителей народ нического романтизма, и от представителей мещанского натурализма в литературе 80— 90-х пг. Эти положения и развиты в моих послед них работах о Мамине. Их я считаю оконча тельными для себя. Прежнюю точку зрения я объясняю тем, что слишком увлекся легкой и внешне убедительной аналогией между идео логией «друзей народа» и Мамина. Переход от аналогий к действительному анализу про изведений Мамина показал, что эта аналогия ошибочна, неточна, в чем я и признавался уже в монографии о Мамине, писавшейся как раз в конце 1937 и начале 1938 года, но, к сожалению, еще не увидевшей света. А. Л а д ейщ и к о в .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2