Сибирские огни, 1941, № 1
лями, тактикой и линией своего великого учи теля Владимира Ильича Ланина». Первое письмо Сталина из Туруханской ссылки было иослано Аллилуеву, в котором он просил узнать, получены ли деньги от Влади мира Ильича из-за границы. Деньги были .по лучены и пересланы т. Сталину. Опандарьян и Швейцар приехали и з с. Мо настырского в Курейку к т. Сталину. И его первым вопросом было: «Что слышно из Рос сии, какие новости, как Ильич?» Товарищ Сталин написал в ссылке статью по национальному вопросу. Он послал ее зи мой 1913 г. в Россию на имя Аллилуева с просьбой переслать как можно скорее Влади миру Ильичу за границу. «В суровых условиях Туруханской ссылки товарищ Сталин все время напряженно рабо тал. Он использовал все возможности, какие только имел, для того, чтобы не прерывать связи с Лениным. Он получал письма от Ле нина, разъяснял ленинские установки товари щам по ссылке» {стр. 32). «В разговоре Иосиф Виссарионович и Су рен часто вспоминали о Ленине. Сколько теп лых слов, полных любви и уважения, было сказано друзьями о своем любимом товарище, друге н вожде. Их разделяло расстояние, но идейно они .с Владимиром Ильичем были все гда близки, жили одними думами, одними стремлениями» (стр. 34). В книге Веры Швейцер есть замечательная главка о поездке автора вместе с Суреном Опандарьяном в Курейку к Сталину. Читатель видит Курейку тех лет: несколько деревян ных домишек, разбросанных на берегу реки Курейки при впадении ее в Енисей. У самого Енисея стоит небольшой домик—в нем живет Сталин. «Небольшая квадратная комната, в од но-м углу —■деревянный топчан, аккуратно по крытый тонким одеялом, напротив рыболовные и охотничьи снасти — сети, оселки, крючки. Все это изготовил сам товарищ Сталин. Не далеко от окна продолговатый -стол, завален ный книгами». Автор рассказывает, над чем работал в этом забурананном домике великий Сталин: «Томы гениального творения Карла Маркса были все испещрены карандашом. Сталин работал в это время над «Капиталом». К работе над этим произведением Сталин возвращался не раз... На столе лажала книга Розы Люксембург на немецком языке, которую Иосиф Виссарионо вич читал и переводил на русский». В это же время Сталин работал над второй частью своей книги «Марксизм и -национальный вопрос». Автор рассказывает о большом внимании Сталина к -жизни местного населения, знако мит читателя с посетителями домика Стали на — -с крестьянами Туруханского края, -кото рые нередко приезжали в Курейку за помощью -и советам. -Глава заканчивается замечательной картин кой поездки Сталина, Спандарьяна и Швейцер из Курейки в с. Монастырское. «Мы мчались вверх по Енисею. Морозно. Казалось, моро зом скован воздух. Трудно дышать. Недалеко над нами вспыхнуло -северное -сияние, озарив шее -нам -путь. Тундра была покрыта -снегом. Кое-где маячили верхушки занесенных спетом деревьев. Мы преодолеваем пространство. Мои спутии-ки ведут -себя весело и ш1ум-но. Вдруг неожиданно Сталин затягивает песню. Сурен, вторит. Радостно слышать знакомые -мелодии песен, уносящихся в даль и утопающих где- то в беспредельной снежной равнине». IB небольшой книжке В. Швейцер встает живой образ великого Сталина в годы ссылки, образ мужественного революционера, неприми римого и принципиального, полного деятель ности и беспредельной любви к народу. С. К-ов. А л ьм а н а х „ н о в а я с и б и р ь “ № Литературно-художественный альманах «Но вая Сибирь» очень точно -оправдывает -свое название. 'Все, что помещено в седьмой книге альманаха, построено на материале Сибири и Дальнего Во-стока; все интересы представлен ных -в альманахе авторов сосредоточены -на прошлом и настоящем их родного края; чело веческие характеры (там, где они есть в рас сматриваемых произведениях) в своем форми ровании -связаны -с бытом и историей Сиби ри; лирические размышления и -наблюдения поэтов направлены все в -эту ж-е сторону и имеют -своим источником пейзаж Сибири, жизнь Сибири, события наших дней, судьбу еовременников-земляков и т. д. и т. д. вплоть до того, что весь критический отдел альмана ха говорит о явлениях сибирской литературы и только сибирской литературы. В этой областной локальности была -бы за ключена известная ограниченность кругозора и интересов, если бы этой же особенностью отличались и идеи прозаиков, критиков и -поэ тов, сотрудничающих в альманахе. Но все де ло, как раз в том, что эти идеи имеют гораз до более широкое значение; они общезначи мы; они свойственны всему нашему искусству, их основа — жизнь всего Союза, история всей начпей современности. -Вот эта черта и позволяет рассматривать «областную ограниченность» материала, на ко тором строят с-в-о-и вещи писатели-сибиряки, не как отрицательную, но — напротив — как положительную особенность их творчества. Они пишут о том, что знают; их живой пи сательский интерес привлекает все, что совер шается в жизни, непосредственно их окружаю щей. Они любят -свой край и гордятся им, никогда не забывая связи того, что происхо дит или происходило в Сибири со всей исто рией нашей родины, со всем- движением на шей современности. Основными вещами в седьмой книге альма наха являются роман Георгия Маркова «Стро- говы» и историческая повесть Кунгур-ова «Пу тешествие в Китай». К сожалению, оба эти довольно объемистые прозаические произв-еде ния дан-ы в незаконченном виде. Читателю предложены вторая -книга «Строговы-х» и третья часть «Путешествия». -Обе вещи инте ресны и достойны п-одробео-го обсуждения. Но разговор о них здесь означал бы выход далеко за рамки рассматриваемой книги. Мне, ка-жетея, вообще скверной традицией печатать в альманахе не целые вещи. Альма нах это не журнал, -он -выходит не стр-ог-о пе риодически. Читатель вправе требовать от
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2