Сибирские огни, 1941, № 1
контакте рабочих и крестьян. Количество рабочих в Индии достигло 4,3 миллиона; из них 1,6 миллиона человек в фабрично- заводской промышленности (около 1 мил лиона в текстильной), а 2,7 миллиона — в транспорте разных видов. Кроме того, больше миллиона человек занято в каче стве рабочих на чайных и других планта циях, 12,6 миллиона человек работают в качестве домашней прислуги, 31,5 миллио на — в качестве батраков. Таким образом, общая численность пролетариата в Индии выросла до 50 миллионов, а если приба вить сюда ремесленников и кустарей — до 65 миллионов человек! * Маркс коротко, но замечательно метко охарактеризовал путь завоевания Англией такой огромной страны, как Индия: «Неограниченная власть Великого Мого ла1 была свергнута его наместниками, могу щество наместников было сломлено марат- тами, могущество мараттов было сломлено афганцами, — и пока все воевали против всех, налетел британец и оказался способ ным покорить их всех»2. А удалось англичанам овладеть этой страной и до сих пор удается сохранить свое владычество над ней только благода ря совершенно' своеобразным особенностям самой Индии и особым приемам английских империалистов в управлении ею. Индия представляет собой как бы весь мир в миниатюре. 'Начиная с устройства поверхности, климата и других природных признаков и кончая расами, языками, ре лигиями и делением населения на ка сты — это целый музей народоведения, географии и истории человеческой куль туры. Больше 800 нащионалъйостей и племен насчитывается в этой сказочной стране. Находятся они на самых различных сту пенях развития, от примитивнейшей, в ко торой сохранились еще архаические формы общественных отношений первобытного ро дового строя, и кончая вполне современ ной, культурной буржуазией европейского типа. Столь же разнообразна Индия в лингви стическом отношении—сотни языков и диа лектов (точное число их неизвестно), по давляющее большинство которых не имеет 1 Испорченное «Монгол» — монголы, вла дычествовавшие над Индией в период 1526— 1707 гг. 2 М а р к с и Э н г е л ь с . Соч., т„ XI, стр. 362. j _ I своей письменности, да и те языки наибо лее крупных национальностей, которые имеют свою письменность (их больше ВО), реально представлены многочисленными диалектами, часто совершенно лишенными сходства. Почти каждая письменность со вершенно обособлена самостоятельными знаками от других и область ее распростра нения ограничивается либо старыми фео дальными границами, либо принадлеж ностью населения в тому или иному культу. Разнообразны и многочисленны религиоз ные культы. Больше двух третей всего на селения Индии —• 240 миллионов чело век — исповедует индуистскую религию, магометан около 80 миллионов, буддистов около 12 миллионов, анимистов около 8 миллионов, христиан около 6 миллионов и т. д. Влияние религий находит сильное отражение в современных литературных языках народов Индии: языки эти пестрят терминами и словами, заимствованными из литературных языков феодальной Индии (санскрит) — у индуистов, персидского и арабского — у мусульман. Помимо национального, религиозного и культурного обособления, в Индии сущест вует еще совершенно своеобразное деле ние на касты. За некоторым исключением каждая каста работает в определенной профессии, общается и бракуется только со своими сочленами, не ест с членами других каст, не принимает от них пищу, даже не прикасается к ним. Большинство каст распадается на подкасты или роды, зачастую совершенно изолированные. -Ка сты делятся на «высшие» и «низшие». Ниже всех, вне каст, стоят парии (от инг дийского слова рагауа, т. е. чужой). Это обнищавшие племена. Все касты их избе гают, они «неприкасаемы», обязаны ухо дить с дороги при встрече с представите лями каст, а в некоторых местностях — носить особые отличительные знаки, воз вещать криком о своем приближении и т. и.1 Все эти специфические особенности обо собления и отчуждения между народами Индии учел, усугубил и использует англий ский империализм для закрепления пора бощения Индии. С этой целью он даже 1 Под влиянием промышленного развития и образования рабочего класса в Индии касты в настоящее время изживаются: богатые лю ди легко переходят из «низших» каст в «высшие», а среди рабочего класса и отча сти среди городского населения вообще кас ты совершенно утратили свои корни.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2