Сибирские огни, 1941, № 1
советского Ямала, что они становятся пря мо-таки физически ощутимыми. Рассказ «Зверобои» начинается изумительной, захва тывающей картиной мощного движения тю леньего косяка, плывущего в поисках леж- бища. В середине стада — беременные тю леньи самки — утельги, около — резвится молодняк, а спереди и по бокам несколько сот крупных самцов, с сердито ощетиненны ми усами, оберегают стадо. «Звери шли голова к голове, ряд за ря дом, соблюдая точно рассчитанные интерва лы, словно плыли в заученном строю... В равномерном безостановочном ходе массы бы ла непреоборимая стихийная мощь. Чувство валось, что нет такой силы, которая смогла бы остановить или задержать это бесчислен ное скопище». Эта картина Незабываема. И если но стройности композиции, по цельности и за конченности «Зверобои» несколько уступают «Выдумщику», то зато отдельные эпизоды этого рассказа настолько ярки, что он чи тается с неослабевающим интересом. Нельзя сказать, что образы героев «Ямаль ских рассказов» обрисованы достаточно глу боко н всесторонне. Даже Колька Серпиу, как характер, только намечен, хотя и не ис чезает со страниц на протяжении всех трех рассказов. Зато Козлов сумел показать тру довую жизнь людей севера, дал почувство вать их новое отношение к труду не путем примитивного сопоставления старого с но вым, а путем показа этого нового. В этом ценность его рассказов. 6 Тематика произведений, опубликованных в прошлом году в Сибири, довольно разнооб разна. Рассказы о 'жизни студенчества: «Rpocic-коунтри» Г. Павлова («С. 0.» ]УЬ 6) и «Прыжок» В. Уткова («Омский альманах» Ж 2); о Красной Армии: «Гарнизон в тайге» A. Александрова («Новая Сибирь» № 6), «Присяга» Н. Кудрявцева («С. 0.» As 6) и др.; ицщхаиовской работе: «Инициатива» Н. П ^ В к в а и «Алексей Худоногов» С. Сар- такоИЩЦР. 0.» Ж 4—5); рассказ о со ветском севере «Лось с серебряной цепью» B. Величко («С. 0.» № 4—5) и т. д. Слабее всего отражена колхозная деревня. На эту тему появились лишь слабая пьеса- С. Мете лицы «Межи» («Новая Сибирь» Ж 6) и су ховатый рассказ А. Гиршликовича «Начало дружбы» («С. 0.» № 4—5). Разнообразие это говорит о том, что вни мание и интерес к современной теме у пи сателей Сибири есть. Правда, нередко имен но тем авторам, которые обнаруживают это внимание, нехватает литературной опытно сти. Например, рассказ В. Муратовича «В огненном кольце» («Омский альманах» As 2), рисующий спасение отряда из тайги, охва ченной пожаром, можно охарактеризовать, как неиспользованную возможность, ибо вол нующий сюжет остался, по существу, нераз работанным. Работу В. Муратовича можно рассматривать как схему, конспект будущей повести, которую ему самому или кому-ни будь другому — еще предстоит написать. Итак, в прошлом году сибирские писатели создали ряд неплохих произведений. Значи тельная часть их посвящена современности. Но мы не можем сказать, что они сделали заметный шаг в основном, решающем на правлении. Герой нашего времени, человек коммунистического поведения еще не стал главным героем их произведений. «Коммунизм есть высшая, против капита листической, производительность труда доб ровольных, сознательных, объединенных, ис пользующих передовую технику, рабочих»,— говорил Ленин. Тов. Калинин « своем докла де 2 октября 1940 г. о» партийном активе г. Москвы иней четкость и конкретность в вопрос о коммунистическом воспитании. Он убедительно показал, что одно из основных качеств коммунистического человека — это умение работать. Труд занимает в жизни огромное место. Но наши писатели до сих пор еще очень ма ло показывают человека в процессе труда. Творческая, сознательная, коллективная трудовая деятельность людей ставит их в сложнейшие и разнообразнейшие отношения. Она. неизбежно включает в себя борьбу, пре одоление препятствий, родит тысячи драма тических конфликтов, интереснейших ситуа ций, мимо которых не должен проходить пи сатель. Именно « труде, в практике наиболее полно раскрываются свойства человека. Читателей романа «Что делать?» в образе Рахметова привлекала не только его предан ность революции, а еще и организованность, работоспособность, умение все подчинить заранее намеченной цели. Мало ли в нашей, советской жизни людей, обладающих высокой степенью развития этих качеств? Мало ли в ней примеров упор ного, многолетнего подвижнического труда ради блага советского народа, ради блага всего человечества? Образы людей, умеющих организовать и себя, и других на труд и борьбу, всегда дей ствуют вдохновляюще. Создание таких обра зов — решающая задача на данном этапе развития советской литературы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2