Сибирские огни, 1941, № 1

советского Ямала, что они становятся пря­ мо-таки физически ощутимыми. Рассказ «Зверобои» начинается изумительной, захва­ тывающей картиной мощного движения тю­ леньего косяка, плывущего в поисках леж- бища. В середине стада — беременные тю­ леньи самки — утельги, около — резвится молодняк, а спереди и по бокам несколько сот крупных самцов, с сердито ощетиненны­ ми усами, оберегают стадо. «Звери шли голова к голове, ряд за ря­ дом, соблюдая точно рассчитанные интерва­ лы, словно плыли в заученном строю... В равномерном безостановочном ходе массы бы­ ла непреоборимая стихийная мощь. Чувство­ валось, что нет такой силы, которая смогла бы остановить или задержать это бесчислен­ ное скопище». Эта картина Незабываема. И если но стройности композиции, по цельности и за­ конченности «Зверобои» несколько уступают «Выдумщику», то зато отдельные эпизоды этого рассказа настолько ярки, что он чи­ тается с неослабевающим интересом. Нельзя сказать, что образы героев «Ямаль­ ских рассказов» обрисованы достаточно глу­ боко н всесторонне. Даже Колька Серпиу, как характер, только намечен, хотя и не ис­ чезает со страниц на протяжении всех трех рассказов. Зато Козлов сумел показать тру­ довую жизнь людей севера, дал почувство­ вать их новое отношение к труду не путем примитивного сопоставления старого с но­ вым, а путем показа этого нового. В этом ценность его рассказов. 6 Тематика произведений, опубликованных в прошлом году в Сибири, довольно разнооб­ разна. Рассказы о 'жизни студенчества: «Rpocic-коунтри» Г. Павлова («С. 0.» ]УЬ 6) и «Прыжок» В. Уткова («Омский альманах» Ж 2); о Красной Армии: «Гарнизон в тайге» A. Александрова («Новая Сибирь» № 6), «Присяга» Н. Кудрявцева («С. 0.» As 6) и др.; ицщхаиовской работе: «Инициатива» Н. П ^ В к в а и «Алексей Худоногов» С. Сар- такоИЩЦР. 0.» Ж 4—5); рассказ о со­ ветском севере «Лось с серебряной цепью» B. Величко («С. 0.» № 4—5) и т. д. Слабее всего отражена колхозная деревня. На эту тему появились лишь слабая пьеса- С. Мете­ лицы «Межи» («Новая Сибирь» Ж 6) и су­ ховатый рассказ А. Гиршликовича «Начало дружбы» («С. 0.» № 4—5). Разнообразие это говорит о том, что вни­ мание и интерес к современной теме у пи­ сателей Сибири есть. Правда, нередко имен­ но тем авторам, которые обнаруживают это внимание, нехватает литературной опытно­ сти. Например, рассказ В. Муратовича «В огненном кольце» («Омский альманах» As 2), рисующий спасение отряда из тайги, охва­ ченной пожаром, можно охарактеризовать, как неиспользованную возможность, ибо вол­ нующий сюжет остался, по существу, нераз­ работанным. Работу В. Муратовича можно рассматривать как схему, конспект будущей повести, которую ему самому или кому-ни­ будь другому — еще предстоит написать. Итак, в прошлом году сибирские писатели создали ряд неплохих произведений. Значи­ тельная часть их посвящена современности. Но мы не можем сказать, что они сделали заметный шаг в основном, решающем на­ правлении. Герой нашего времени, человек коммунистического поведения еще не стал главным героем их произведений. «Коммунизм есть высшая, против капита­ листической, производительность труда доб­ ровольных, сознательных, объединенных, ис­ пользующих передовую технику, рабочих»,— говорил Ленин. Тов. Калинин « своем докла­ де 2 октября 1940 г. о» партийном активе г. Москвы иней четкость и конкретность в вопрос о коммунистическом воспитании. Он убедительно показал, что одно из основных качеств коммунистического человека — это умение работать. Труд занимает в жизни огромное место. Но наши писатели до сих пор еще очень ма­ ло показывают человека в процессе труда. Творческая, сознательная, коллективная трудовая деятельность людей ставит их в сложнейшие и разнообразнейшие отношения. Она. неизбежно включает в себя борьбу, пре­ одоление препятствий, родит тысячи драма­ тических конфликтов, интереснейших ситуа­ ций, мимо которых не должен проходить пи­ сатель. Именно « труде, в практике наиболее полно раскрываются свойства человека. Читателей романа «Что делать?» в образе Рахметова привлекала не только его предан­ ность революции, а еще и организованность, работоспособность, умение все подчинить заранее намеченной цели. Мало ли в нашей, советской жизни людей, обладающих высокой степенью развития этих качеств? Мало ли в ней примеров упор­ ного, многолетнего подвижнического труда ради блага советского народа, ради блага всего человечества? Образы людей, умеющих организовать и себя, и других на труд и борьбу, всегда дей­ ствуют вдохновляюще. Создание таких обра­ зов — решающая задача на данном этапе развития советской литературы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2