Сибирские огни, 1941, № 1

ского воспитания читателей. Иное дело, ес­ ли мы новые человеческие взаимоотношения будем показывать как норму, как нечто само собой разумеющееся. Не заставляйте чита­ теля умиляться тому, что герой, например, чутко и заботливо отнесся к попавшему в беду товарищу; сделайте лучше так, чтобы читатель воспринял этот поступок как впол­ не естественный и необходимый. Пусть ему и в голову не приходит, что можно было по­ ступить как-то иначе. Алеша Попович н е м о ж е т не спу­ ститься в шахту, где нужна помощь, хотя это и опасно для жизни; он н е м о ж е т не принять больных, хотя ему и запрещает это делать управляющий рудником. Чувства эти органичны для него. И в этом сильная сторона образа, созданного А. Герман. 5 Немало произведений было посвящено в минувшем году сибирскому северу, жизни населяющих его народов. Из этих произве­ дений- мы остановимся подробно только на «Ямальских рассказах» В. Козлова («С. 0.» №№ 1 и 4—5) как потому, что здесь мы имеем дело с новым автором, впервые появ­ ляющимся на страницах журнала, так и потому, что рассказы эти представляют для нас, так сказать, принципиальный интерес. В первом из них —■ «Сын Сандо Серпиу» — мы найдем и переливы полярного сияния, и внезапную снежную бурю, заживо погребаю­ щую целый обоз, и единоборство охотника с росомахой, — вш ту экзотику, которой м ю - кон веков щеголяли авторы «северных» рассказов. Много страниц должен перели­ стать читатель прежде, чем он узнает, в ка­ кое время происходят события. Однако и те два — три1 случайных абзаца, из которых мы узнаем, что действие развертывается в наши дни, далеко не характеризуют того но­ вого, что принесла советская власть далеко­ му Ямалу. Железная печь, керосиновая лам­ па и эмалированная посуда, купленные Сан­ до Серпиу на советской фактории, — вот и вое признаки, по которым мы можем опреде­ лить эпоху. Однако, уже в этом первом рассказе есть особенность, позволяющая выделить его из числа многих других, написанных на подоб­ ном материале. Эта особенность состоит в том, что Козлову, хотя, он любит красоту се­ верной природы и охотно ее изображает, чуждо эстетское любование полярной экзо­ тикой. Для' него и для его героев описывае­ мая обстановка привычна; это сфера их повседневпой трудовой деятельности. Чело­ век показан во взаимодействии с природой, в борьбе с ней, и это придает рассказу боль­ шую убедительность и конкретпость. А если рассматривать «Сын Сандо Серпиу» не как самостоятельное произведение, а как первое звено цикла «Ямальских рассказов», то окажется, что эпизоды охотничьих по­ хождений Кольки Серпиу неплохо подгото­ вляют развернутый в следующих рассказах цикла показ того нового, что принесла в тундру советская власть. Наиболее яркий и цельный из этих сле­ дующих рассказов — «Выдумщик». Колька Серпиу находит два разделенных небольшой перемычкой озера, одно из которых располо­ жено выше другого. Он взрывает перемычку, вода из верхнего озера устремляется в ниж­ нее, а рыба остается. Ее так много, что ненцы, ’Сиехавншеся чуть не со ©сего Ямала, едва могут собрать ее и вывезти. Козлов сумел показать отношение лучших людей Ямала к этому богатству, как к об­ щественному достоянию. У Кольки Серпиу ни разу не возникает намерения утаить свое открытие, воспользоваться им только для личной наживы или потребовать себе, как автору остроумной выдумки, какого-то осо­ бого вознаграждения. Он озабочен лишь тем, чтобы «добро не пропало». «— Зош родственников, знакомых, всех... Чем больше придет народу, тем лучше. Жал­ ко, если добро пропадет зря... Пусть идут все, кому нужна рыба». Главная награда для него — сознание, что дельце недурно обмозговано». В рассказе «Зверобои» мы видим Кольку и его товарищей уже членами организованно­ го ими колхоза1 «Новый Ямал». Автор не по­ казывает трудного периода создания колхо­ за, борьбы за его укрепление. Он ограничи­ вается крайне беглым упоминанием об этом периоде: «Новый Ямал» рождался тяжело. Старики упрямо стояли на своем. С женщинами они не считались совсем, а сыновей и внуков пробовали запугать. Но и колькина компания была не из уступчивых. Удалось созвать несколько мно­ голюдных собраний, обсудить и принять устав колхоза. В колхоз вошли и женщины. Колька Серпиу и его ближайшие друзья... дали друг другу торжественное слово довести дело до конца». Вот, в сущности, и все о процессе органи­ зации колхоза, о борьбе за коллективную жизнь. Но зато сама эта жизнь промысловой зверобойной артели, дружная, деятельная жизнь показана очень убедительно. Козлов умеет так рассказать о богатствах

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2