Сибирские огни, 1941, № 1
ского воспитания читателей. Иное дело, ес ли мы новые человеческие взаимоотношения будем показывать как норму, как нечто само собой разумеющееся. Не заставляйте чита теля умиляться тому, что герой, например, чутко и заботливо отнесся к попавшему в беду товарищу; сделайте лучше так, чтобы читатель воспринял этот поступок как впол не естественный и необходимый. Пусть ему и в голову не приходит, что можно было по ступить как-то иначе. Алеша Попович н е м о ж е т не спу ститься в шахту, где нужна помощь, хотя это и опасно для жизни; он н е м о ж е т не принять больных, хотя ему и запрещает это делать управляющий рудником. Чувства эти органичны для него. И в этом сильная сторона образа, созданного А. Герман. 5 Немало произведений было посвящено в минувшем году сибирскому северу, жизни населяющих его народов. Из этих произве дений- мы остановимся подробно только на «Ямальских рассказах» В. Козлова («С. 0.» №№ 1 и 4—5) как потому, что здесь мы имеем дело с новым автором, впервые появ ляющимся на страницах журнала, так и потому, что рассказы эти представляют для нас, так сказать, принципиальный интерес. В первом из них —■ «Сын Сандо Серпиу» — мы найдем и переливы полярного сияния, и внезапную снежную бурю, заживо погребаю щую целый обоз, и единоборство охотника с росомахой, — вш ту экзотику, которой м ю - кон веков щеголяли авторы «северных» рассказов. Много страниц должен перели стать читатель прежде, чем он узнает, в ка кое время происходят события. Однако и те два — три1 случайных абзаца, из которых мы узнаем, что действие развертывается в наши дни, далеко не характеризуют того но вого, что принесла советская власть далеко му Ямалу. Железная печь, керосиновая лам па и эмалированная посуда, купленные Сан до Серпиу на советской фактории, — вот и вое признаки, по которым мы можем опреде лить эпоху. Однако, уже в этом первом рассказе есть особенность, позволяющая выделить его из числа многих других, написанных на подоб ном материале. Эта особенность состоит в том, что Козлову, хотя, он любит красоту се верной природы и охотно ее изображает, чуждо эстетское любование полярной экзо тикой. Для' него и для его героев описывае мая обстановка привычна; это сфера их повседневпой трудовой деятельности. Чело век показан во взаимодействии с природой, в борьбе с ней, и это придает рассказу боль шую убедительность и конкретпость. А если рассматривать «Сын Сандо Серпиу» не как самостоятельное произведение, а как первое звено цикла «Ямальских рассказов», то окажется, что эпизоды охотничьих по хождений Кольки Серпиу неплохо подгото вляют развернутый в следующих рассказах цикла показ того нового, что принесла в тундру советская власть. Наиболее яркий и цельный из этих сле дующих рассказов — «Выдумщик». Колька Серпиу находит два разделенных небольшой перемычкой озера, одно из которых располо жено выше другого. Он взрывает перемычку, вода из верхнего озера устремляется в ниж нее, а рыба остается. Ее так много, что ненцы, ’Сиехавншеся чуть не со ©сего Ямала, едва могут собрать ее и вывезти. Козлов сумел показать отношение лучших людей Ямала к этому богатству, как к об щественному достоянию. У Кольки Серпиу ни разу не возникает намерения утаить свое открытие, воспользоваться им только для личной наживы или потребовать себе, как автору остроумной выдумки, какого-то осо бого вознаграждения. Он озабочен лишь тем, чтобы «добро не пропало». «— Зош родственников, знакомых, всех... Чем больше придет народу, тем лучше. Жал ко, если добро пропадет зря... Пусть идут все, кому нужна рыба». Главная награда для него — сознание, что дельце недурно обмозговано». В рассказе «Зверобои» мы видим Кольку и его товарищей уже членами организованно го ими колхоза1 «Новый Ямал». Автор не по казывает трудного периода создания колхо за, борьбы за его укрепление. Он ограничи вается крайне беглым упоминанием об этом периоде: «Новый Ямал» рождался тяжело. Старики упрямо стояли на своем. С женщинами они не считались совсем, а сыновей и внуков пробовали запугать. Но и колькина компания была не из уступчивых. Удалось созвать несколько мно голюдных собраний, обсудить и принять устав колхоза. В колхоз вошли и женщины. Колька Серпиу и его ближайшие друзья... дали друг другу торжественное слово довести дело до конца». Вот, в сущности, и все о процессе органи зации колхоза, о борьбе за коллективную жизнь. Но зато сама эта жизнь промысловой зверобойной артели, дружная, деятельная жизнь показана очень убедительно. Козлов умеет так рассказать о богатствах
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2