Сибирские огни, 1941, № 1
рудником, которого недолюбливает! Как не нужно, неуместно говорит он на концерте о своей любви к Леонтьевой — кому? — гнус ным ничтожествам Брагиным. 'А, главное, как беспомощен он в трудных обстоятель ствах, не имеющих отношения к его про фессии. О таком человеке не скажешь, что он кузнец своего счастья, что он вообще со зидатель, творец новых форм жизни. Ему все время нужна нянька. Сначала, когда его исключают из института, такой нянькой оказывается Леонтьева. Когда управляющий рудником увольняет его из больницы, в ка честве няньки выступает секретарь 'горкома партии Матвеев. Казалось бы, Алеша Попо вич должен уже давным-давно знать дорогу в горком. Но он почему-то считает, что хло потать о восстановлении своих прав, грубо нарушенных подлецом и самодуром, унизи тельно. Когда Леонтьева советует ему обра титься к Матвееву, он отвечает: «— Нет, нет... Хватит благодеяний». Есть такие люди? Сколько угодно! Автор не солгал против истины. Люди эти непло хие, очень полезные и симпатичные. Но этот говор,, эта «испанская гордость», в жертву которой они способны порой, сами того не замечая, принести интерес дела, — качество, разумеется, отрицательное. Стал киваясь с такими людьми, всегда приходится искать какой-то «особый подход», ухаживать за ними, няньчиться. И совершенно непра вилен вывод Леонтьевой: ,«— Несмотря ни на что, вы полноценный человек. Но какой вы беспомощный...» Беспомощный человек — это уже не пол ноценный! Но если автор отвел целую главу, чтобы дать Алеше Поповичу возможность в труд нейших условиях продемонстрировать свое высокое мастерство ' хирурга и тем самым окончательно расположить к себе читателя, то другой «положительный» герой романа, автор проекта подземной газификации угля Михаил Воронов, вообще не показан как ра ботник. На протяжении значительной части романа он находится «в расстроенных чув ствах», причем проявляет чрезвычайно мало активности, чтобы исправить дело, — ка сается ли это его отвергнутого проекта или его расстроившихся семейных отношений. Как будто, по замыслу автора, главное для Михаила — его проект. Но профессиональ ная его деятельность, его отношение к тру ду, — все это осталось в романе где-то на заднем плане. Именно поэтому фигура Ми хаила вышла бледной, не ясной и не воз буждающей особого читательского сочув ствия. Этого сочувствия нет еще и потому, что в семейной жизни, в отношениях с род ными и друзьями, Михаил показан с мало привлекательной стороны. Бросается в глаза его равнодушие к людям, отсутствие дей ственного интереса к их внутренней жиз ни. Так, удовлетворенный тем, что его сестра Тина взяла на себя заботу о его домашнем хозяйстве и готовит ему обеды «не хуже ресторанных», он совершенно не интере суется ее мыслями и чувствами. Легко пред ставить себе, что и в семейной жизни Ми хаил проявил не больше чуткости, и вполне понятно, почему Зоя, которую автор рисует чуткой и нежной натурой, так скоро поки нула Михаила. Нельзя не согласиться с С. Мстиславским, который в уже упомянутой статье пишет, что в своих семейных отношениях Михаил показал себя обывателем и что именно в этом причина его разрыва с Зоей. Но ведь такие отношения существуют, ведь эгоизм, нечуткость и равнодушие встре чаются еще достаточно часто. .Почему же автору не изобразить такие отношения? Конечно, можно и нужно изображать. Но все дело в том, к а к изображать. Отноше ние Михаила к Зое, их ссору А. Герман склон на рассматривать как нечто вполне естест венное. В конце ромапа Зоя возвращается к Михаилу, и этим самым автор как бы при знает, что ее требования были неоправдан ными и что брак неизбежно «убивает красо ту» любви. — Ничего не поделаешь, так было, есть и будет, — как бы говорит нам автор. Да, -во многих случаях так бывает, но значит ли это, что у р о д л и в ы е отноше ния можно изображать к а к н о р м у ? А ведь А. Герман и отношение Михаила к Зое, и взаимоотношения Ильи и Нади, кото рые тоже нельзя назвать нормальными, изо бражает именно как норму! Они не вызыва ют у нее насмешки, осуждения, негодования. И если б даже в романе имелась еще какая- то семейная пара, демонстрирующая, ^ для контраста, подлинно человеческие семейные отношения, это не исправило бы дела, ибо пара эта явилась бы в романе исключением, а не правилом. Ошибка ряда наших писателей, рисующих положительных героев и образцы человече ского поведения, заключается в том, что по ложительное у них выступает как белое пятно на черном фоне, как какое-то прият ное исключение. Следовало бы поступать на оборот, ибо известно, что исключения лишь подтверждают правило. Демонстрируя «героев нашего времени» как каких-то уникумов, мы вряд ли много сделаем для коммунистиче
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2