Сибирские огни, 1941, № 1
лишь столбца одной 20-й страницы. Автор избавился ют необходимости рисовать под робности и осмысливать события. Ню каково читателю! В первой масти, рисующей дореволюцион ною прошлое, Маляревский «разоблачает» лживость, бездушие, карьеризм представи телей господствующих классов. Делает он это так. Возвращаясь из театра, Михаил Ильич говорит своей жене Вере: «— Как это удачно вышлю, что наши. кресла были рядом с Андреем Османовичем. Мы с ним приятно поговорили, а ведь он правая рука генерала». Умирают отец Веры. «— Надо выяснить с завещанием, — говорит ей муж. — Ведь отец це мот за быть е нас. Он .так, любил тебя». И ковечво «тень ужаса мелькнула в гла зах Веры». Племянник Михаила Ильича, гимназист, будущий белогвардеец, охарактершоРан та ким же , примитивным способом: он пытает ся изнасиловать горничную. Это не специально выбранные неудачные места. Вся повесть — какая-то коллекция штампов. А главное, что идейный уровень подобных «разоблачений», не поднимается над уровнем третьесортной либеральничаю щей беллетристики конца прошлого века. А вот «философия»: «— Скажи мне, что будет дальше? — спрашивала она (Вера). . —• Не знаю, не знаю, — отвечал я .(ро яль), — да и! надо ли об этом думать. Жизнь так коротка. Вот видишь, возле окна — цветок. Вчера еще он цвел, а сегодня его лепестки вянут и он бессильно клонится к земле. Так вое в жизни». Да ведь это же Ратгауз! Помните: «Рас цвел цветок •— и вот он увядает»... Не лучше обстоит дело и тогда, когда ав тор переходит к изображению наших дней. Полное отсутствие попыток раскрыть психо логию .героев превращает их в марионетки, двигающиеся по воле автора и совершающие поступки, лишенные всякого внутреннего оправдания. Нельзя писать, скользя взглядом по по верхности жизни, В этом случае- может по лучиться лишь какое-то подобие литера туры, а не- подлинное художественное про- нзведеипе-. Это и случилось с П. Малярев- ским. 4 «Основным героем наших книг мы долж ны избрать труд, — писал М. Горький, — т. е. человека, организуемого процессами труда, который у нас вооружен всей мощью современной техники, человека, в свою оче редь, делающего труд более легким, продук тивным, возводя его на степень искусства. Мы должны научиться понимать труд как творчество». Каковы же наши произведения на совре менные темы? Насколько сильно звучит в них тема! труда? В 1940 году А. Коптелов продолжал пу бликовать отдельные главы из своего рома на «На-гора», рисующего Кузбасс наших дней. Воздерживаясь от оценки впредь до появления в свет всего романа, мы, тем не менее, можем уже отметить, что, судя по опубликованным главам, роман этот будет, вероятно, в сибирской литературе одним из первых, в котором тема труда занимает по добающее ей почетное место. Оценка романа А. Герман «Возвращение» уже дана в предыдущем номере «Сибирских Огней» в статье С. Мстиславского. Мы рас смотрим сейчас лишь два основных поло жительных образа этого романа. Глубокую симпатию читателя вызывает образ хирурга-энтузиаста Алеши Поповича. Он привлекателен свой честностью, суровой прямотой, своим умением смотреть в лицо смертельной опасности. Не менее важно и то, что он прекрасный работник, умело ор ганизовавший свое время, непрерывно ра стущий, подлинный мастер своего трудного ремесла. Словом-, моральный облик Алеши Поповича весьма привлекателен.. И все же мы не можем сказать: «Вот н а с т о я щ и й герой нашего времени! Будьте такими, как он». Дело в том, что в образе Алеши Попо вича есть черточки какой-то неполноцен ности. Автору удалось найти прекрасный тонкий штрих, характеризующий одно из лучших качеств Алеши Поповича. Он отправился в лес на лыжную прогулку. Но вскоре он на чал ощущать «какое-то непреодолимое бес покойство. Казалось, в его отсутствие на руднике люди успели узнать или сделать что-то большое и значительное, -а он остал ся в стороне, не посвященным». Это стремление быть с людьми, делить их горе и радость, чувствовать себя участ ником всего большого и значительного, что происходит в мире, это, так сказать, органи ческое чувство коллективизма — прекрас ная черта. И в то же время как порой не уклюж Алеша Ионович в отношениях с людьми! Как нелепо ссорится он с Михаилом Вороновым, встретив у него управляющего
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2