Сибирские огни, 1941, № 1

лишь столбца одной 20-й страницы. Автор избавился ют необходимости рисовать под­ робности и осмысливать события. Ню каково читателю! В первой масти, рисующей дореволюцион­ ною прошлое, Маляревский «разоблачает» лживость, бездушие, карьеризм представи­ телей господствующих классов. Делает он это так. Возвращаясь из театра, Михаил Ильич говорит своей жене Вере: «— Как это удачно вышлю, что наши. кресла были рядом с Андреем Османовичем. Мы с ним приятно поговорили, а ведь он правая рука генерала». Умирают отец Веры. «— Надо выяснить с завещанием, — говорит ей муж. — Ведь отец це мот за­ быть е нас. Он .так, любил тебя». И ковечво «тень ужаса мелькнула в гла­ зах Веры». Племянник Михаила Ильича, гимназист, будущий белогвардеец, охарактершоРан та­ ким же , примитивным способом: он пытает­ ся изнасиловать горничную. Это не специально выбранные неудачные места. Вся повесть — какая-то коллекция штампов. А главное, что идейный уровень подобных «разоблачений», не поднимается над уровнем третьесортной либеральничаю­ щей беллетристики конца прошлого века. А вот «философия»: «— Скажи мне, что будет дальше? — спрашивала она (Вера). . —• Не знаю, не знаю, — отвечал я .(ро­ яль), — да и! надо ли об этом думать. Жизнь так коротка. Вот видишь, возле окна — цветок. Вчера еще он цвел, а сегодня его лепестки вянут и он бессильно клонится к земле. Так вое в жизни». Да ведь это же Ратгауз! Помните: «Рас­ цвел цветок •— и вот он увядает»... Не лучше обстоит дело и тогда, когда ав­ тор переходит к изображению наших дней. Полное отсутствие попыток раскрыть психо­ логию .героев превращает их в марионетки, двигающиеся по воле автора и совершающие поступки, лишенные всякого внутреннего оправдания. Нельзя писать, скользя взглядом по по­ верхности жизни, В этом случае- может по­ лучиться лишь какое-то подобие литера­ туры, а не- подлинное художественное про- нзведеипе-. Это и случилось с П. Малярев- ским. 4 «Основным героем наших книг мы долж­ ны избрать труд, — писал М. Горький, — т. е. человека, организуемого процессами труда, который у нас вооружен всей мощью современной техники, человека, в свою оче­ редь, делающего труд более легким, продук­ тивным, возводя его на степень искусства. Мы должны научиться понимать труд как творчество». Каковы же наши произведения на совре­ менные темы? Насколько сильно звучит в них тема! труда? В 1940 году А. Коптелов продолжал пу­ бликовать отдельные главы из своего рома­ на «На-гора», рисующего Кузбасс наших дней. Воздерживаясь от оценки впредь до появления в свет всего романа, мы, тем не менее, можем уже отметить, что, судя по опубликованным главам, роман этот будет, вероятно, в сибирской литературе одним из первых, в котором тема труда занимает по­ добающее ей почетное место. Оценка романа А. Герман «Возвращение» уже дана в предыдущем номере «Сибирских Огней» в статье С. Мстиславского. Мы рас­ смотрим сейчас лишь два основных поло­ жительных образа этого романа. Глубокую симпатию читателя вызывает образ хирурга-энтузиаста Алеши Поповича. Он привлекателен свой честностью, суровой прямотой, своим умением смотреть в лицо смертельной опасности. Не менее важно и то, что он прекрасный работник, умело ор­ ганизовавший свое время, непрерывно ра­ стущий, подлинный мастер своего трудного ремесла. Словом-, моральный облик Алеши Поповича весьма привлекателен.. И все же мы не можем сказать: «Вот н а с т о я щ и й герой нашего времени! Будьте такими, как он». Дело в том, что в образе Алеши Попо­ вича есть черточки какой-то неполноцен­ ности. Автору удалось найти прекрасный тонкий штрих, характеризующий одно из лучших качеств Алеши Поповича. Он отправился в лес на лыжную прогулку. Но вскоре он на­ чал ощущать «какое-то непреодолимое бес­ покойство. Казалось, в его отсутствие на руднике люди успели узнать или сделать что-то большое и значительное, -а он остал­ ся в стороне, не посвященным». Это стремление быть с людьми, делить их горе и радость, чувствовать себя участ­ ником всего большого и значительного, что происходит в мире, это, так сказать, органи­ ческое чувство коллективизма — прекрас­ ная черта. И в то же время как порой не­ уклюж Алеша Ионович в отношениях с людьми! Как нелепо ссорится он с Михаилом Вороновым, встретив у него управляющего

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2