Сибирские огни, 1941, № 1

«корды производительности труда. Вот если б г е р о и ж и з н и были у нас и г е р о я м и л и т е р а т у р ы, то и иа страницах рома­ нов и повестей они совершали бы те же поступки, что и в жизни, и там неизбежно разыгрывались бы те же или почти те лее события, которые мы наблюдаем вокруг. Литератор — передовой человек своего времени — должен уметь увидеть явление, в самом начале его развития. Горький писал о Пушкине: «Онегин, как тип, только что сло­ жился в 20-х годах, но поэт тотчас же усмотрел эту психику, изучил ее, понял и написал первый русский реалистический роман». Сам Горький разглядел в рабочем классе новый тип русской женщины, участницы ре­ волюционного движения, и изобразил его в романе «Мать» тогда, когда этот тип казал­ ся нереальным даже такому критику-маркси- сту, как В. Боровский. «Ильич умел брать в зародыше новые со­ бытия и давать лозунги, предупреждавшие события», — пишет тов. Сталин. Эту драго­ ценную способность видеть то, что едва за­ рождается и выглядит еще слабым и неустой­ чивым, по таит в себе возможность бурного развития, видеть то, что составляет наш завтрашний день, должен неустанно воспи­ тывать в себе советский литератор. Он дол­ жен хорошо помнить слова, сказанные еще Белинским: «Идеалы скрываются в действи­ тельности; они — не произвольная -игра фантазии, ее. выдумки, не мечты; и в то яге время, идеалы — не список с действитель­ ности, а угаданная умом и воспроизведенная фантазиен) .возможность того или другого яв­ ления». Не так уж трудно при известном уме и таланте увидеть, изучить и описать какое- либо яркое событие современности. Гораздо труднее почувствовать . в о з м о ж н о с т ь события, в о з м о яг и о с. т ь того или иного типа, характера. Но только при этом усло­ вии литератор способен создавать произве­ дения, так рисующие наше сегодня, чтобы в нем чувствовалось наше, завтра. 2 В нашем обзоре речь пойдет только о ху­ дожественной прозе. Стихи, детскую литера­ туру, фольклор, а также очерки мы рассмат­ ривать не будем, так как любой из этих разделов — тема для особой статьи. Каков «литературный урожай» минувшего года? В Новосибирске вышли в свет роман А. Герман «Возвращение» и сборник расска­ зов А. Мисюрева «След беглеца Сороки», в Иркутске — историческая повесть Г. Кунгу- рова «Путешествие, в Китай», повесть А. Штейнберга «Улька из рода Букочар» и AsAs 6 и 7 литературно-художественного аль- * манаха «Новая Сибирь», вышли также «Крас­ ноярский альманах», А» 2 «Омского альмана­ ха» и шесть номеров журнала «Сибирские Огни». Какое внимание уделили сибирские писа­ тели современной теме? Рассказов, повестей, романов, пьес, действие которых происходит в наши дни, во всех названных выше изда­ ниях мы насчитали 23. Прошлому (начиная от периода гражданской войны и ранее) по­ священо 12 произведений, в пяти действие начинается в давние годы и кончается в на­ ше время. Казалось бы, «пропорция» непло­ хая. Но если мы возьмем только повести и романы, законченные и не законченные, то- есть те жанры, которые требуют длительно- -« го увлечения темой, изучения огромного ма­ териала, упорной работы в продолжение мно­ гих месяцев, а то и лет, — картина резко из­ менится. Оказывается, из таких произведений посвящены современности лишь роман А. Герман «Возвращение» да главы из рома­ нов А. Коптелова «На-гора» и И. Панова «В Обской губе». Часть событий происходит в наше .время и в повести П. Маляревского «Новая соната». Остальные крупные произ­ ведения: книги. Кунгурова, Штейнберга и Мисюрева, роман Г, Маркова «Строганы», (альманах «Новая Сибирь» As 7), роман К. Седых «Даурия» («С. О.» As 4—5), напе­ чатанные в отрывках в «Красноярском аль­ манахе» 'романы «Хребты Саянские» С. Сар- такова, «В Хакасских степях» В. Гуршщко- го и трагедия И. Ерошина «Золото», — рас- м сказывают о прошлом. Таким образом, «арифметический» перевес современной темы в творчестве сибирских писателей создается за счет рассказов и за­ рисовок полуочерконого характера, а «боль­ шие полотна» посвящены, главным образом, I прошлому. Среди рассказов на современные темы есть яркие и интересные, — достаточно назвать хотя бы «Ямальские рассказы» В. Козлова. Од­ нако, средний художественный уровень произ­ ведений о прошлом все еще несколько выше уровня произведений, посвященных современ­ ности. Среди последних чаще встречаются та­ кие, о которых в редакциях говорят: «можно печатать, а можно и не печатать», то-естъ не страдающие резкими недостатками, но и не блещущие особыми достоинствами. Кроме того, из числа рассказов на совре­ менную тему следовало бы исключить такие, которые лишь формально, а не по существу

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2