Сибирские огни, 1941, № 1

'Несколько раз добавляли дров в костер. Старались сделать это бесшумно, чтобы не помешать певцу. Никто ни разу не взглянул на звеадное небо. Над лесом занялась оранжевая заря. За­ кричали кедровки на вершинах деревьев. По­ ра бы на промысел, но кайчи продолжал свою песню. И его слушали, забыв обо всем. Знаменитый сказитель прожил на становье три дня и спел несколько увлекательных бо­ гатырских сказаний. На четвертый день он стал собираться в путь. Его долго уговарива­ ли. Ведь он своими сказаниями услаждал слух горных духов, которые платили за эго, сгоняя к охотникам зверей со всей округи. Но кайчи сказал: — Пойду к другому огню. В тайге сейчас много людей ждут меня. В его суму положили сыр и вяленое мед­ вежье мясо. — Приходи еще. Мы тебе добудем выдру: сошьешь себе шапку лучше, чем у богатыря. — Приду, — пообещал сказитель и поша­ гал по старой козлиной тропе. — На синей горе вился дымок. Мой путь — к тому ко­ стру. Николаю хотелось бросить все и вместе со сказителем отправиться в бесконечное путе­ шествие по становьям шишкобоев и охот­ ников. В долине Сары-Кокши жил еще один зна­ менитый сказитель — Кыдыр Отлыков из сеока1 юс. Людей этой кости не любили в долине Сары-Кокши. Особенно не любил их сеок кюзен, к которому принадлежал Нико­ лай. Временами между людьми этих сеоков вспыхивала вражда. Юстеров называли ху­ лиганами и ворами. Улагаш говорил своему сыну: — Где живут юстеры, там всегда сороки и вороны клюют кровь. И объяснял свои слова нелепой легендой, которую породила междуродовая неприязнь. По этой легенде, юстеров всегда должно быть сто человек. Так и сеок назывался — сотня (юс). Если родится сто первый, то сородичи его убивают, как лишнего человека. В семье Улагаша не могли спокойно слы­ шать имени кого-либо из юстеров. Но Нико­ лая очень интересовали героические сказки, которые пел юстер Кыдыр Отлыков, и од­ нажды юноша тайком от родителей ушел в юрту талантливого кайчи. Сказитель долго отказывался петь человеку кости кювен, но под конец согласился. Он спел ему про бо­ гатыря Кан-Сулутая, который в жестоком 1 С е о к — род, кость. единоборстве победил злого подземного бога Эрлика. На следующий вечер Николай снова при­ шел в юрту сказителя, и Кыдыр спел ему поэмы «Бадай-Гора» и «Кан-Коглен и Кан- Юнюты». Узнав, куда ходит сын, Улагаш пришел в ярость. — Ты знаешь, что он — юстер? — спро­ сил отец сына. — Но... он поет очень хорошие сказанья! За это зайсан драл его плетью... 'Кыдыр поет лучше всех людей нашей кости! — сказал сын и стал убеждать отца, что Кыдыр — лучший человек в долине, что все худые рас­ сказы о юстерах — выдумка злых людей. Так древние народные оказания подру­ жили людей двух сеоков, враждовавших меж­ ду собою. В деревне Паспаул жил слепой сказитель, бобыль Сабак Боченов. Он кормился тем, что приносили ему люди, приходившие слушать богатырские оказания. В свободные от работы вечера Николай приезжал в Паспаул и до утра оставался в избе слепого певца. Кайчи спел ему «Ак-бий», «Ашын-Бишек», «Тарлан-Коо» и много дру­ гих народных поэм. Слушая его, Николай заучивал запевки, концовки, диалоги, «крылатые слова», кото­ рыми так богаты ойротские народные поэмы; заучивал все то, что А. Н. Афанасьев назы­ вал «сказочной обрядностью» и что позднее было названо «сказочным каноном». Когда Николаю исполнилось пятнадцать лет, он взял топшур, чтобы впервые спеть былину в присутствии взрослых. Ребятам он уже пел в течение пяти лет. Молодой кайчи начал любимую народом поэму о богатыре Алтай-Бучае. Он пел без отдыха несколько часов. Никто из гостей не кашлянул, никто не перебил его. Когда он запел о девушке Темене-Коо, которую конь примчал с неба, чтобы она оживила богатырского сына, раз­ резанного на куски, — на щеках женщин блеснули слезы. После этой ночи Николай Улагашевич стал признанным кайчи в долине Сары-Кокши. Летом Николай! собирал на скалах сухие листья бадана. Теперь баданом дубят кожи, а раньше в русских деревнях Алтая его упо­ требляли вместо чая. Зимой Улагашев повез продавать бадан в Старо-Бардинский район. В селе Елей остановился у одного знакомого из племени кумандинцев. Целый день ходил по селу. А вечером, вернувшись на квартиру, увидел там старика с топшуром.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2