Сибирские огни, 1941, № 1
'Несколько раз добавляли дров в костер. Старались сделать это бесшумно, чтобы не помешать певцу. Никто ни разу не взглянул на звеадное небо. Над лесом занялась оранжевая заря. За кричали кедровки на вершинах деревьев. По ра бы на промысел, но кайчи продолжал свою песню. И его слушали, забыв обо всем. Знаменитый сказитель прожил на становье три дня и спел несколько увлекательных бо гатырских сказаний. На четвертый день он стал собираться в путь. Его долго уговарива ли. Ведь он своими сказаниями услаждал слух горных духов, которые платили за эго, сгоняя к охотникам зверей со всей округи. Но кайчи сказал: — Пойду к другому огню. В тайге сейчас много людей ждут меня. В его суму положили сыр и вяленое мед вежье мясо. — Приходи еще. Мы тебе добудем выдру: сошьешь себе шапку лучше, чем у богатыря. — Приду, — пообещал сказитель и поша гал по старой козлиной тропе. — На синей горе вился дымок. Мой путь — к тому ко стру. Николаю хотелось бросить все и вместе со сказителем отправиться в бесконечное путе шествие по становьям шишкобоев и охот ников. В долине Сары-Кокши жил еще один зна менитый сказитель — Кыдыр Отлыков из сеока1 юс. Людей этой кости не любили в долине Сары-Кокши. Особенно не любил их сеок кюзен, к которому принадлежал Нико лай. Временами между людьми этих сеоков вспыхивала вражда. Юстеров называли ху лиганами и ворами. Улагаш говорил своему сыну: — Где живут юстеры, там всегда сороки и вороны клюют кровь. И объяснял свои слова нелепой легендой, которую породила междуродовая неприязнь. По этой легенде, юстеров всегда должно быть сто человек. Так и сеок назывался — сотня (юс). Если родится сто первый, то сородичи его убивают, как лишнего человека. В семье Улагаша не могли спокойно слы шать имени кого-либо из юстеров. Но Нико лая очень интересовали героические сказки, которые пел юстер Кыдыр Отлыков, и од нажды юноша тайком от родителей ушел в юрту талантливого кайчи. Сказитель долго отказывался петь человеку кости кювен, но под конец согласился. Он спел ему про бо гатыря Кан-Сулутая, который в жестоком 1 С е о к — род, кость. единоборстве победил злого подземного бога Эрлика. На следующий вечер Николай снова при шел в юрту сказителя, и Кыдыр спел ему поэмы «Бадай-Гора» и «Кан-Коглен и Кан- Юнюты». Узнав, куда ходит сын, Улагаш пришел в ярость. — Ты знаешь, что он — юстер? — спро сил отец сына. — Но... он поет очень хорошие сказанья! За это зайсан драл его плетью... 'Кыдыр поет лучше всех людей нашей кости! — сказал сын и стал убеждать отца, что Кыдыр — лучший человек в долине, что все худые рас сказы о юстерах — выдумка злых людей. Так древние народные оказания подру жили людей двух сеоков, враждовавших меж ду собою. В деревне Паспаул жил слепой сказитель, бобыль Сабак Боченов. Он кормился тем, что приносили ему люди, приходившие слушать богатырские оказания. В свободные от работы вечера Николай приезжал в Паспаул и до утра оставался в избе слепого певца. Кайчи спел ему «Ак-бий», «Ашын-Бишек», «Тарлан-Коо» и много дру гих народных поэм. Слушая его, Николай заучивал запевки, концовки, диалоги, «крылатые слова», кото рыми так богаты ойротские народные поэмы; заучивал все то, что А. Н. Афанасьев назы вал «сказочной обрядностью» и что позднее было названо «сказочным каноном». Когда Николаю исполнилось пятнадцать лет, он взял топшур, чтобы впервые спеть былину в присутствии взрослых. Ребятам он уже пел в течение пяти лет. Молодой кайчи начал любимую народом поэму о богатыре Алтай-Бучае. Он пел без отдыха несколько часов. Никто из гостей не кашлянул, никто не перебил его. Когда он запел о девушке Темене-Коо, которую конь примчал с неба, чтобы она оживила богатырского сына, раз резанного на куски, — на щеках женщин блеснули слезы. После этой ночи Николай Улагашевич стал признанным кайчи в долине Сары-Кокши. Летом Николай! собирал на скалах сухие листья бадана. Теперь баданом дубят кожи, а раньше в русских деревнях Алтая его упо требляли вместо чая. Зимой Улагашев повез продавать бадан в Старо-Бардинский район. В селе Елей остановился у одного знакомого из племени кумандинцев. Целый день ходил по селу. А вечером, вернувшись на квартиру, увидел там старика с топшуром.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2