Сибирские огни, 1941, № 1
О ЗАПИСЯХ СКАЗОВ И ЛЕГЕНД О ЛЕНИНЕ Нами собрано на территории Западной Сибири несколько десятков русских сказов и легенд о Ленине и Сталине. Мы ставим перед собой задачу как можно шире и полнее представить русский фольклор в подготовляемом к печати Ново- сибгизом сборнике народных сказов, легенд и песен о вождях народа. До последнего времени на территории Западной Сибири никам не записы вались и не были опубликованы многочисленные русские легенды о Ленине. Между тем этот легендарный цикл является своего рода историческим докумен том, подтверждающим величайшую любовь народных масс к своему вождю. «Меня очень интересовало всегда, — писала Н. К. Крупская, — как отра жен Ильич в народном фольклоре времен гражданской войны. Й вот что ха рактерно: даже в самых глухих отдаленных углах нашей родины1 массы не представляли себе борьбы и победы без Ленина. И те, кто не знал грамоты, не знали, что такое телеграф, не представляли себе, как можно руководить борь бой на расстоянии, сложили легенды о том, как в разгаре борьбы с белыми появлялся Ленин и обеспечивал победу. На берегах Байкальского озера рыбаки рассказывали: шел бой с белыми, и белые стали побеждать, вдруг прилетел на аэроплане Ленин, встал в ряды наших бойцов и белые были разбиты. Среди гор цев Кавказа была легенда: белые одолевали уже, но Ленин конспиративно про брался к наш'им, и мы победили».! В записанных нами легендах Ленин появляется 'Среди солдат на фронте империалистической войны и призывает их бороться за Советскую власть. Он воодушевляет своим присутствием красноармейцев во время тяжелых боев под Казанью. Его во главе Красной армии с нетерпением ждут партизаны Канского .{фронта. Мечта множества людей о встрече с любимым вождем, которому они тлилась в форму легендарных рассказов. Эти легенды несли Всякая молва о приезде Ленина воодушевляла бойцов на чине возникли и начали развиваться еще задолго до Ох- I и гражданской войны. Отправным пунктам для них могли послужить сооытия Ленского расстрела. А. Б. Гуревичем и другими фольклори стами Восточной Сибири записано много легенд о том, «почему Ленин Лениным ■называться стал». Аналогичные легенды записаны и нами в Западной Сибири. Любопытно, что эти легенды попали даже в Австралию и оттуда вернулись в Сибирь. (См. текст «Я слышал в Австралии»), Возможно, что они приобрели интернациональный характер. Легендам о Ленине на Ленских приисках родственны и другие сказания: о приезде Владимира Ильича в Барнаул, Омск и т. д. Популярность Ленина уже и в те годы была настолько велика, что сибирские рабочие готовы были видеть в каждой ‘ббльшеввсчскам^ агитаторе никого другого, как самого Ланина. Сибирские крестьяне-партизаны в своих сказаниях наделили Ленина неко торыми традидаашшми—евойстевми народных героев-богатырей. Отсюда его «неуязвимость», «Ленина пуля не берет». (См. текст «Неуязвимый»). Ленин — наш, Ленин всегда с нами, — такова сущность и легенд и реалистических ска зов. О величайшей народности Ленина просто и лаконично, без излишней цве тистости рассказывают старые партизаны и шахтеры Кузбасса. Народ бережно хранит в своей памяти каждую черточку образа Ленина, жест, фразу. Старые бойцы Красной армии помнят и свято хранят обращенное к ним приветствие вождя: «Здравствуйте, сибиряки», рассказывая о своей встре че с Лениным во всех подробностях. Таковы и другие реалистические сказы. Черточка к черточке, деталь к детали — так постепенно создается и утвер ждается народными рассказчиками величественный образ Ленина. А. Мисюрев. 1 Н. К. К р у п с к а я . «О пьесах, посвященных Октябрю». «Правда», ^ д е кабря, 1937 года.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2