Сибирские огни, 1940, № 6

зад в устье Енисея на вынужденную зимов- ку». Это была тяжелая зимовка. От цынги умер- ли два матроса, погиб в тундре фельдшер Чесноков, был на волосок от смерти штур- ман Нумелин. «Весной напором льда повреди- ло борта шхуны и выбросило ее на залитый водой высокий берег, за целую версту от мы- са зимовки». Судно погибло. От наводнения чуть не погиб весь экипаж. Владимиров написал об этом сухо и бес- страстно. Но даже сквозь его вялые прото- кольные строки читатель увидит всепобе- ждающую волю команды «Северного сияния» в достижения поставленной перед собой за- дачи. Английский капитан Виггинс, которого Шва- ненберг встретил в устье Курейки, уговари- вал отказаться от плавания на парусном бо- те. «Разве можно на нем преодолеть льды Карского моря!» Он предлагал перевезти на своем корабле «Темза» груз и экипаж «Север- ного сияния» до Архангельска за недорогую плату. Шваненберг отказался. Весной корабль Виггинса погиб. В распоря- жении англичан осталась шхуна «Ибинс»!. На ней они не решились плыть через море. Ка- питан Виггинс предложил Шваненбергу и его экипажу, чтобы они на шхуне «Ибинс» под английским флагом доставили его и команду из Енисея в устье Оби. Русские моряки нг пожелали плыть под английским флагом. Шваненберг купил шхуну Виггинса,2 с по- мощью местного кочевого населения из пле- мени Маду переоборудовал ее, поднял на мачте русский флаг, и шхуна получила новое на- звание: «Утренняя заря». Экспедиция возоб- новилась. Через несколько дней «Утренняя заря» была уже в Енисейском заливе. Рыба- ки из племени Саха, живущие в самом се- верном поселке Сопочная Карга, приветство- вали отважных русских моряков и привез пи им на лодках подарок — свежую рыбу, ик- ру и битую птицу. Через несколько часов произошла новая встреча. На этот раз с немецким пароходом «Фразер». «—Капитан парохода «Фразер» Дальман,— рассказывал после окончания экспедиции Шваненберг, — стращал нас льдами и пред- лагал нам возвратиться морем на своем па- роходе, но мы, одушевленные примером от- важных русских моряков и промышленников, плававших на своих ладьях на Новую Землю и Шпицберген, осмелились плыть через Кар- ское море и, смею думать, доказали, что и 1 Эта шхуна была т а кже построена в г. Енисейске. а Виггинс воз вра тился в Европу сухопутным пут ем. в настоящее время русские моряки не боят- ся ледяного моря». Храбрые русские моряки, лавируя на своей маленькой енисейской шхуне между грозны- ми людьми, защищаясь от встречных ветров, победоносно прошлй три моря: Карское, Бе- лое и Баренцево. 31 августа 1877 года «Утренняя заря» бы- ла на рейде норвежской крепости Вардэ. Команду шхуны норвежские моряки до- ставили на берег на руках. «Утреннюю за- рю» встречали все консулы иностранных го- сударств. Телеграф разнес весть по всем сто- личным городам Европы о небывалом собы- тии в истории мореплавания. «Из Вардэ, вокруг всего скандинавского полуострова, в Петербург экипаж «Утренней зари» намерен был продолжать свой рейс под парусами. Но моряки скандинавских стран из чувства глубокого уважения к героическому экипажу не позволили этого и наперебой счи- тали за великую честь для себя без всякой оплаты буксировать -«Утреннюю зарю» от одного порта до другого». В Петербурге, если не считать бывшего неизбежным при всех случаях инцидента эки- пажа с полицией, общественность встретила героический экипаж шхуны с огромным ли- кованием. «Для встречи экипажа «Утренней зари» собрались многочисленные группы насе- ления. Женщины несли на шхуну цветы. Ученые, моряки, путешественники старались обнять и дружески пожать руки отважным смельчакам». Из многих стран пришли приветственныз телеграммы. В одной из этих телеграмм бы- ли такие строки: «Сибирские пловцы и их маленькая шхуна заслужили вечное воспоми- нание в песнях и повествованиях». Ни сти- хов, ни повествований, однако, не появилось. Русская художественная литература, как мы уже отмечали выше, не показала великих пу- тешествий и открытий русского народа. Она обошла и героический рейс шхуны «Утренняя заря». Пески и повествования должна создать со- ветская литература. Книга тов. Владимирова но является тем повествованием, которого ждет читатель. Кроме тщательного описания маршрута экспедиции, автор излагает биогра- фии членов экипажа. Но все это не идет дальше исторической справки. Автор, соб- ственно, на большее и не претендует. Он не художник. Но книга его, вернувшая из ар- хивов к жизни забытые документы, безуслов- но сыграет свою роль. Она так или • иначе откроет перед читателем одну из славных страниц покорения русским народом Арктики. С. К-ов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2