Сибирские огни, 1940, № 6
ГЕРОИЧЕСКИЙ РЕЙС ШХУНЫ „УТРЕННЯЯ ЗАРЯ" В книге А. М. Горького «История русской литературы» есть такие замечательно верные слова: Русский народ «без помощи государства захватил и присоединил к Москве огромную Сибирь, руками Ермака и понизовой вольни- цы, беглой от бояр. Он, в лице Дежнева, Крашенинникова, Хабарова и массы других землепроходцев открывал новые земли, про- ливы — на свой счет и за свой страх Этим народом сделано много дела, у него есть большая история». В течение одного XVII века предприимчи- вый, энергичный русский народ освоил ог- ромную территорию — от Урала до Тихого океана. Пространства от Енисея до Тихого океана были пройдены за каких-нибудь 20 лет. До прихода русских Сибирь, этот огром- нейший материк, была сплошным белым пят- ном. Русские исследовали ее земли, реки, изучили берега и острова северной части Ти- хого океана, открыли пролив, отделяющий Азию от Америки, совершили смелые экспе- диции в Арктику. Донесения промышленников и казаков о «новых землицах» уже в XVII веке стали достоянием западно-европейской науки и способствовали усовершенствованию картографии Азии. Наша художественная литература в долгу перед историей русского народа. Она почти не отразила эту героическую эпопею. Долг этот очень медленно покрывается и нашей советской литературой. В 1940 году, который оказался более плодотворным, чем предыду- щие, появилось всего две повести: Г. Кун- гурова «Путешествие в Китай» (Иркутский альманах «Новая Сибирь», №№ 6, 7) и Ев- гения Юнги «Колумбы русские» («Новый мир», № 2—3). В этом же году в издании Главсевморпути вышла книга красноярца историка Е. М. Вла- димирова «Героический рейс шхуны «Утрен- няя заря»,. Книга эта является не более как исторической справкой, но открывает перед читателем одну из славных страниц муже- ства и отваги русского народа. ...«Утром 13 июня 1876 года обыватели за- холустного городка Енисейска стали стекать- ся к набережной, где стояла свеже осмолен- ная шхуна, приготовленная к спуску на во- ду», — так начинается книга. Далее автор сообщает: «По старинному обычаю горожане собрались посмотреть на новое судно». По старинному обычаю! Для неосведомленного читателя эти слова звучат парадоксом. В са- мом деле, откуда в Енисейске взялся этот о б ы ч а-й, да еще с т а р и н н ы й? Ведь в Енисейске никогда не было судостроительной верфи и что-то никогда не было слышно, чтобы оттуда отправлялись морские экспеди- ции. Да, в Енисейске строились шхуны, хотя здесь и не было специальной верфи, отсюда отправлялись по неизведанным путям многие экспедиции. История Енисейска связана с именами замечательных землепроходцев и мо- реплавателей. Первым человеком, открывшим в 1648 году пролив, отделяющий Азию от Северной Аме- рики, был енисейский казак — Семен Деж- нев. В 1646 году енисейцы провожали в сме- лую экспедицию на Байкал и в монгольские земли сына боярского Ивана Похабова. При- мерно в эти же годы енисейский пашенный крестьянин Ерофей Хабаров и казак енисей- ского гарнизона Василий Поярков открыли реку Амур и по этой неизвестной реке до- плыли до Охотского моря. Енисейск сыграл немалую роль в обеспе- чении успеха великой Северной экспедиции. «Здесь, в Енисейске, экспедиция получала провизию, материалы для кораблестроения и оснащения, — пишет Владимиров. — Здесь ковались якоря, изготовлялись канаты, а ка- заки местного гарнизона, прикомандированные к экспедиции, показывали образцы мужества и бесстрашия в северных морях... В Енисей- ске отдыхали, набираясь новых сил, такие мореходцы, как Челюскин, Минин, Овцын, Чириков». В 1780 году енисейцы провожали в риско- ванный путь помора Федора Рахманина, ко- торый уже тогда пытался открыть путь че- рез Карское море из Енисейска в Архан- гельск. В XIX веке, как сообщает писатель Е. Я. Елпатьевский («В Сибири», стр. 177, изд. Новосибгиза), один енисеец «решил най- ти водный соединительный путь между бас- сейнами Лены и Енисея и отправился в экс- педицию один-одинешенек». Другой житель Енисейска, по сообщению того же Елпатьев- ского, «отправился в Лондон, нанял там ко- рабль, нагрузил его товарами и поехал со своей 18-летней женой через Карское море и приехал на этом корабле к своему дому на енисейском бульваре». Да, 13 июня 1876 года жители Енисейска собрались на берегу реки по с т а р и н н о му о бы ч аю. На этот раз они провожали пя- терку отважных русских смельчаков во гла- ве с капитаном Шваненбергом в далекий, ни- кем еще не проторенный путь. Участники экспедиции должны были пронести русский флаг из Енисейска в Петербург через моря Ледовитого океана. «...в трюм клипер-бота укладывали прови- зию, снаряжение и ящики с научными кол- лекциями, предназначенными в дар Петер- бургскому и Московскому университетам. Кроме коллекций были погружены образцы древесины из ангарских и енисейских лесов. Когда вся погрузка была закончена, капитан отдал приказание поднять паруса. Под при- ветственные клики многолюдной толпы и DV- жейные салюты клипер-бот «Северное сия- ние» направился вниз по течению Енисея в далекое и по тем временам не безопасное плавание». Автор точно, пунктуально и, к сожалению, суховато описывает путь клипер-бота по Ени- сею. Путь был трудным. Местные власти и купечество всячески тормозили плавание. Только через три месяца, 16 сентября, «Се- верное сияние» вошел в Енисейский залив. «Усилившиеся штормы вскоре разорвали па- руса, потом сломалась мачта, судно стало плохо слушаться руля и находилось на краю гибели. Наступившие морозы и постоянные штормы заставили Шваненберга повернуть на-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2