Сибирские огни, 1940, № 6

своего народа и за свою личную счастливую жизнь. Очень удались А. Штейнбергу те страни- цы, в конце повести, где он показывает Юля впервые выступающей перед своим народом с призывом установить советскую власть, продолжать борьбу с вековыми угнетателями эвенков — их князьками-тойонами и русскими купцами до_ полного разгрома их. Здесь Юля выступает, наполненная не выми силами, рож- денными высоким чувство^ любви к своему народу, большой тревогой 1 за его судьбу, ог- ромной верой в подлинную народность боль- шевизма, советской власти. Образ Юля поднимается на большую вы- соту, становится близким, дорогим читателю. Да, это «первая женщина-тунгуска в рево- люции», дочь своего народа, завоевавшая свое счастье на земле вместе с русскими боль- шевиками, вместе со своим народом. Ее об- раз согрет авторской любовью, теплотой, правдиво опоэтизирован. Это — образ чело- века наших дней, нашей эпохи. Определенно удался А. Штейнбергу и об- раз первого красного партизана-эвенка — Зарянки Слепцова. Наделенный целым рядом индивидуально-своеобразных черт и черто- чек, он нарисован, как человек с честным и горячим, мужественным сердцем, остро чув- ствующим существо вспыхнувшей в 1918 г. в тунгирской долине классовой борьбы. Он бес- страшен, находчив, ловок. Войдя в ряды красных партизан, он бы- стро поднимается и политически, и культур- но. И поэтому, когда в конце повести он от- правляет Юля учиться — читатель не чув- ствует здесь никакой фальши, неестественно- го или навязанного автором Зарянке жеста. Это закономерно вытекает из существа ха- рактера Зарянки. Помимо Юля и Зарянки, неплохо нарисо- ваны А. Штейнбергом многие другие фигуры повести, как, например, Ася и Ездя, с кото- рыми Юля встречается в белогвардейской тюрьме и с которыми совершает побег и труд- нейший путь через тайгу к красным парти- занам. Хорошо нарисован также Данила Кар- ганеев. Есть в повести и недостатки. Некоторые из них типичны для первых произведений мо- лодых авторов. Сюда надо, прежде всего, отнести нестройность композиции, обилие лиц, многие из которых совсем не запоминаются,. Нет еще у А. Штейнберга полной уверенно- сти в обрисовке образов, даже основных. Это относится даже к Юля. В замысле она, ко- нечно, значительнее, глубже, чем в опубли- кованной повести. И, вероятно, почувствовав это, А. Штейн- берг взялся сейчас за продолжение ее — пишет книгу «Воительница», в которой чи- татель вновь встретится с Юля. Не совсем, не всегда выразителен, свеж и органически входит в ткань повествования пейзаж. Есть отдельные, просто неудавшиеся — бледные и неубедительные эпизоды, как, на- пример, в главе 6-й допрос Филиппа Карпу- хина. Но в целом А. Штейнберг свежо п хоро- шо рассказал о первой эвенкийской женщи- не в революции, о ее сложном и трудном пути к ней, о ее большой любви к Зарян- ке, к своему народу, к тем русским то- варищам, которые принесли счастье эвенкам, якутам и другим народам сибирского севера, подвергавшимся до Октября 1917 года самой безудержной и бессовестной эксплоатации со стороны своих тайонов и русских купцов. Ал. Борисов. ЭПИЗОДЫ ЛЕТНОЙ ж и з н и На 16 страницах небольшого формата рас- сказано пять эпизодов из жизни наших лет- чиков и парашютистов.1 Автор — капитан В. Муратович —• бесхитростно описывает то, что видел, хорошо знает, пережил, вероятно, сам, — рассказывает о людях, с которыми сн связан повседневно общими для него и для них делами, заботами, тревогами. Ника- кой «выдумки» в его книжке нет и следа, обо всем он старается рассказать так, как это было в действительности. Его усилия направлены к тому, чтобы ясно и точно передать прежде всего ситуации, положения, в которых оказывались По тем или иным причинам наши летчики и парашютисты, опи- сать, как они действовали в случаях, тре- бовавших мужества, выдержки, находчивости, принятия подчас таких решений, выполнение которых, на первый взгляд, неизбежно дол- жно закончиться катастрофой. В трех рассказах — «Спираль», «Простой расчет» и «Зависание» — описаны случаи с парашютистами. Все эти случаи как бы еще 1 Капитан В. В. Муратович. „Летчики". Омг и з, 1940 г. 16 стр., ц. 50 к. раз документируют, (подобно авторитетному свидетельскому показанию, высокие летные, волевые, физические и моральные качества наших летчиков и парашютистов. Слабая сто- рона этих рассказов в том, что на первом плане в них стоят события, внешние поло- жения, совершенно не раскрывается, или мельком, как, например, в рассказе. «Простой расчет», психология людей. В результате, со- бытия запоминаются, люди нет. В рассказах «Погоня» и «Перепутал» опи- саны «бытовые» случаи летной жизни. В пер- вом летчик гоняется за звездой, приняв ее за' огонек самолета, к которому он должен был присоединиться в пути. В «Перепутал» рассказано, как однажды была «проверена» работа самолетной рации радистом, не летав- шим до этого на самолете и поведшим во время полета разговор не по микрофону-пе- редатчику, а по рупору переговорного аппара- та с летчиком. В этих рассказах люди, наши летчики, не оттерты событиями на второй план, читатель их чувствует как бы рядом" с собой. Книжка капитана В. Муратовича рассчи-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2