Сибирские огни, 1940, № 6
сказа был «живой», писатель устроил для него «семейную драму» и на протяжении всего рассказа заставил его страдать. При- чем, вся эта семейная «драма» написана так, что герой боев с белофиннами превра- щается в человека мелкого, ничтожного, безвольного. Конечно, личная драма может быть и у героя, но все дело в том, что и в этой драме не могут не проявиться так или ина- че те основные, ведущие (качества, благо- даря которым он стал героем. А сколько пролито чернил, испорчено бу- маги, убито труда на' описание ничтожных, мелких, случайных фактов! Мы отнюдь не хотим этим сказать, что писатель должен изображать лишь исклю- чительные, героические поступки, необык- новенные, выдающиеся по значению собы- тия. Совсем наоборот: одной из важнейших задач писателя является сейчас раскрытие романтики повседневного, будничного тру- да, показ рядовых честных работников на- шей страны. Но вот перед нами рассказ молодого писателя «Странные звуки». Ге- рой , этого рассказа — директор совхоза, дела которого гремят по (всему краю. Вы думаете, что автор рассказал о его работе, о том, как достиг он своих замечательных успехов? Ничего подобного! Рассказ посвя- щен далекому прошлому этого человека, прошлому, которого он сейчас стыдится. Оказывается, в молодости он работал засыпкой на мельнице, заброшенной в тай- гу. Кругом — дичь, скука. Но у засыпки оказалось развлечение, дарованное самой природой: особого устройства нос, которым будущий директор мог издавать звуки, по- хожие на причитание женщины по умер- шему. И он забавлялся тем, что повергал в страх суеверных помольщиков. Неужели свистящий нос директора интереснее его работы? Насколько увлекательным при наличии у автора известной наблюдательности может быть рассказ о самом обыкновенном, рядо- вом факте нашей советской действитель- ности, показывает рассказ Овечкина «Гости в Стукачах», напечатанный в № 7—8 «Красной Нови» за. 1940 год. В нем про- сто и бесхитростно описана поездка комис- сии по проверке итогов социалистического соревнования между двумя колхозами. Ни- каких курьезных, анекдотических событий во время поездки не происходит, но автор умеет видеть, подмечать типичное, харак- терное, и от рассказа веет подлинной жиз- ненной правдой. Неуменье живо, образно, увлекательно описать обычные дела советских людей, а порой и непонимание задач литературы, заставляют молодых писателей искать курьезов, анекдотов, мучительно измыш- лять всякого рода необыкновенности. Но «экзотичностью» материала нельзя замас- кировать его бессодержательности: чита- тель сразу видит, что ему подносят пу- стышку, побрякушку. Чем же объяснить, что некоторые моло- дые, а порой и зрелые, опытные писатели не" видят золота, лежащего прямо под ру- ками, а тащат в свои произведения всяко- го рода грязь и мусор? Прежде всего их отрывом от советской действительности, незнанием жизни. Сидя в четырех стенах и высасывая из пальца «художественные» образы, разумеется, не создашь ничего жизненного, правдивого. В этом виноваты и писательские организа- ции, не сумевшие поставить идейно-вос- питательную работу среди писателей, не противопоставившие ее всякого рода чуж- дым влияниям. Виновата в этом и критика, находившая- ся до последнего времени в крайне запу- щенном состоянии. ЦК ВКП(б) в недавно принятом постановлении о литературной критике и библиографии отметил, что боль- шинство критиков не занимается вопроса- ми советской литературы и не влияет на ее формирование. Характерные цифры: из 170 статей, напечатанных в '1939 г. в журнале «Литературный критик», только 8 было посвящено советской литературе. Критики не работают в литературно-ху- дожественных журналах, объединяющих писателей, и замкнулись в обособленную секцию критиков. Писатели, в свою оче- редь, не принимают участия в разборе и оценке литературных произведений и не выступают в печати с литературно-крити- ческими статьями. Отрыв критики от работы писателей и ее слабость привели к тому, что ряд вред- ных, клеветнических произведений, поя- вившихся в печати, не были замечены кри- тикой, а некоторые даже получили поло- жительную оценку. . Слаба литературно-художественная кри- тика и у нас, в Сибири. За последние годы в «Сибирских огнях» не было ни одного обзора художественной литературы, не бы- ло ни одной яркой, ставящей серьезные вопросы статьи о советской литературе. О вредной повести Ламакина «Счастливый исход» заговорили только после того, как
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2