Сибирские огни, 1940, № 6
разом, показывают свой творческий метод. А отрицательная сторона здесь в том, что этюдноеть устанавливается не как подго- товительная, а как 'окончательная стадия работы, которая как бы застывает в этой стадии. Художник любовно отнесся к избранной теме, к своей работе с натуры, уловил не- которые интересные черты, добился изве- стных успехов в красочных отношениях, в характеристике формы и... дальше не чув- ствуется развития: этюд утверждается как самоцель. Нельзя из виду упускать задач синтеза, создания картины с глубоким со- держанием и полноценными образами. На выставке представлено до трех де- сятков натюрмортов, понятно, разного до- стоинства, Это законченный жанр живопи- си, и котором художник также может вы- разить свое отношение к миру, к окру- жающей действительности. В голландском натюрморте XYII века моясно видеть торжество буржуазной вещ- ности, радость собственного достояния, ов- ладения небольшим, но прочным миром. По этому поводу Гегель в своей «Эсте- тике» дает следующее толкование голланд- ской живописи: «Голландцы черпали со- держание своих изображений в самих се- бе, в своей собственной жизни того вре- мени... это заботливо добытое и вместе с тем опрятное и красивое житье-бытье, радостная гордость, внушаемая сознанием, что всем этим они обязаны своей собствен- ной деятельности, — вот то, что соста- вляет общее содержание их картин» (Ге- гель. Лекции по эстетике, соч. т. XII, стр. 172—173). Вот почему бытовой жанр и натюрморт достигли в молодой буржуазной Голландии такого расцвета и почему они исполнены неувядаемой силы и прелести. Сравните с ними упадочный натюрморт Пикассо, Бра- ка, кубистов и их последователей: это рас- пад буржуазного мира, разложение на по- следние элементы. Натюрморт в советской живописи также должен быть выражением нового социали- стического отношения к действительности, утверждением Нового мир. Отсюда бод- рость и радость, сила и энергия, которые должны проглядывать в вещах «мертвой природы», живописно преображаемой ху- дожником. Понятно, что цветы, фрукты, посуда всегда будут служить тематикой для на- тюрмортов, и задача заключается в том, чтоб в обычном и незаметном была почув- ствована особая, необычная красота ц, за- печатленная на полотне, донесена до со- знания зрителя. К лучшим натюрмортам на выставке нужно отнести работы художников В. Лу- кина, В. В. Титкова и 0. Шереметинской Фрукты у В. Лукина хорошо, тщательно выписаны, цветовые отношения звучат бодро и сведены к единству, орашнировка (размещение) элементов сознательно но- сит непреднамеренный, как бы случайный, характер. Единственный упрек, который можно направить художнику, — это неко- торая «суховатость» и «прилизанность» его живописи, носящей печать школьного ака- демизма. Оригинальны и своеобразны натюрмор- ты художника В. В. Титкова. Живопись достаточно энергична, но смущает совер- шенно странный подбор элементов: кому это в голову придет расположить рядом сырое мясо, торт и сырую рыбу? У 0. Шереметинской хорош натюрморт с цветами и маской своими тонкими, даже изысканными цветовыми отношениями (переливы приглушенной гнилой зелени с золотистым цветом), и синтетическим подходом к изображению, отсутствием на- туралистической детализации ираедроблен- ности. Попутно отметим здесь же удачную работу художницы «Портрет девочки» в розовом платье, где цвет выступает, как элемент содержания и характеристики портрета. Скульптурных работ на выставке мало. И это попятно: Сибирь бедна художествен- ными силами, а особенно скульпторами. Но и здесь заметно оживление. Лучшей работой нужно признать исполненное экспрессии произведение скульптора А. Ов- чинникова «У финиша», изображающее бе- гущую девушку-спортсменку, разрываю- щую лепту у финиша. Передача стремительного движения яа грани последних усилий, соединенная с грацией юного тела, представлена убеди- тельно и уверенно. Положительной сторо- ной этой скульптуры нужно считать и то, что она обозрима со всех сторон, что лю- бой из аспектов полон выразительности. Произведение представляет несомнен- ную творческую победу скульптора. Монументально-декоративный фриз, пред- ставленный в эскизном барельефе скульп-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2