Сибирские огни, 1940, № 6
сторы гигантского мартеновского цеха за- вода, невиданные размахи передовой со- циалистической техники. К сожалению, образ человека, владеющего этой техникой, несколько стушеван. И почему левый угол картины совершенно пуст, ничем и никак не заполнен? В вопросах композиции ху- дожник выступает скорее, как скромный летописец, чем как поэт, осмысливающий виденное в новых волнующих образах. В этом смысле гораздо лучше вышла картина «Выдача кокса на Кузнецком металлургическом заводе ям. Сталина». Почему не назвать картину просто «На заводе»? В альбоме зарисовок, в этюдах вполне уместно соблюдать точность вре- мени и места, но в картине, немыслимой без обобщения и типизации образа, такие документальные названия неуместны, В этой картине художнику удалось най- ти романтическую ноту индустриального пейзажа, хорошо противопоставить горя- щий кокс с дымом и паром на переднем плане светлозеленоватому небу дальнего плана с заводскими трубами. В то же- вре- мя есть что-то плакатное в этой каршне, та силуэтная обобщенность, которая свой- ственна более плакату, чем картине. Обильно на выставке представлен пей- заж. Выразить свое отношение к природе, почувствовать поэзию сибирского пейза- жа — гор, лесов, тайги — какая увле- кательная и богатая тема, какая занима- тельная задача, стоящая перед нашими художниками. Здесь на первом месте следует поста- вить пейзажи художника И. Титкова, Его картины «Озеро Каракол», «В горах Алтая», «Летний день», «Урман» несом- ненно свидетельствуют о таланте худож- ника, умеющего в правде природы почув- ствовать глубокую поэзию. Диапазон ху- дожника широк: его привлекают и образы величественной суровой .недоступной при- роды («В горах Алтая») и образы мирной, обжитой, освоенной человеком природы («В селе Верхний Аллак»). В первом случае проглядывает склон- ность к монументальному героическому пейзажу, во втором — в интимному, ли- рическому. И, пожалуй, в первом роде ру- ка художника чувствует себя увереннее, чем в втором. Необычное, героическое, возвышенное начало в природе, охват многих планов с высоким горизонтом, тающая воздушная перспектива, эффект- ные контрасты освещенных и затененных масс — таковы характерные приемы ху- дожника. И удивительно, там, где нет ничего не- обычного, где должна быть выражена поэ- зия обыденного, там художника постигает неудача. Примером . может служить этюд «На берегу р. Оби», где положительно во- да не удалась художнику. Писать небо, жизнь облаков, трепетные воздушные дали — это особое искусство, которым художник еще не овладел. Поэто- му он избегает в своих больших картинах низкого горизонта и предпочитает отводить для неба небольшие части полотна. А там, где он решает понизить горизонт и пред- ставить небо, там он впадает в вульгар- ность и олеографичность («Летний день», «В горах Чулымшмана»), В технических приемах художник еще ищет себя и этим объясняется его «эклектизм»: он то упо- требляет жидкое, то пастозное густое письмо, на одной и той же картине! можно видеть оба приема. Точно так же он то при- держивается широких красочных масс, то впадает в импрессионистическую раздроб- ленность, иногда даже в пуантилизм («В селе Верхний Аллак», деревья слева). Графические работы этого художника хорошо выполнены и заслуживают похва- лы, особенно «Роют котлованы» и «Наста- рой площадке», а также замечательный «Совхозный бык» («На полях совхоза Ж 51 » ) , Свежесть и непосредственность видны в представленных работах художника А. Си- лича, посвященных видам Алтая и Шорни. Это, так сказать, портреты родной приро- ды с н а т у ры, где индивидуальное пре- обладает над типическим. Поэтому они по- ка остановились на стадии «этюдов», бу- дучи как бьг разрозненным материалом для возможной картины. Нельзя отрицать ориги- нальности в таких произведениях этого ху- дожника, как, например, «Купанье в зали- ве Катуни». Это образы, не лишенные (по- этичности, но еще не достигшие полноты и зрелости. Своеобразие сибирской природы хорошо охвачено в работах художника А. Фокина, особенно заслуживает внимания ® этом смысле его «Нарымс-кий пейзаж». То же можно сказать относительно рабо- ты Л. Шмакова и миниатюр П. Якубовского. В преобладании этюдов на выставке есть и положительная и отрицательная сторо- ны. Положительную сторону можно усма- тривать в том, что художники, таким об-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2