Сибирские огни, 1940, № 6

ничникаМ выполнять «вой долг и зорко ох- ранять границы. НаНравлен^ть внима- ния подчеркнута движением их и собаки, а также наклюнем деревьев под порывами ветра. Живопись свободная, легкая, не- принужденная. На картине М. Мочалова на границе идет бой — серьезная ответственная те- ма. На переднем плане пулеметчики не- сколько однообразны, маловыразительны; не все в порядке с пулеметом: непонятно, почему лента выходит слева с полными патронами. Слишком много «пейзажНости» в изображении боевого эпизода, художник чрезмерно увлекся богатством осенних кра- сок в лесу и притом не выдержал своего пейзажного подхода: задний план с горами никак но связан с передним плайом, они совершенно разнородны и по существу оторваны друг от друга, каждая часть кар- тины существует самостоятельно. Может быть, это сознательный прием для того, чтобы показать чужую землю? Но даже и в этом случае сизо-серьге горы и а к а р- т и н е должны быть увязаны с цветовой гаммой переднего плана. Дебютант Л. Заборский выступил с кар- тиной «Карнавал» и двумя портретами. Картину следует признать в общем удав- шейся. Карнавальное гулянье в саду, мас- карадные костюмы, эффекты вечернего ис- кусственного освещения, густые массы зе- лени, оживленная толпа гуляющих — все исполнено своеобразной романтической вы- разительности и поэзии. Автор каргшиы шмдаал себя тонко чувствующим колори- стом, некоторые его приемы на,поминают «галантные празднества» французского ху- дожника XVIII века Ангуана Ватто. В формально техническом отношении это неплохо, Но в то же время есть опас- ность несколько абстрактной трактовки темы советского карнавала. И в самом деле: в картине нет, пожалуй, элементов, указывающих непосредственно на наше время, об этом говорят больше ассоциации зрителя. Портреты художника Заборского также хороши своей романтической приподнято- стью и значительностью. Автор — враг всякого прозаизма, трезвой, сухой переда- чи портретируемого лица и, если он прив- носит от себя львиную долю поэтического вымысла, и, может быть, приписывает портрету то, чего нет в натуре, то и в таком случае его работы заслуживают вни- мания. У других авторов, несмотря на большую реалистическую сдержанность, портреты не производят выгодного впечатления. Возьмем, например, портретные работы художника Смолина: везде персонажи по- зируют в принужденных и застылых по- зах. Даже девочка «Пионерка» и та сидит так, как это было, очевидно, на многоча- совых сеансах писания портрета. То же самое относится к портрету героя Х|асана танкисту Шарапову. Тут как раз уместна та романтика, та особенная поэзия, кото- рая отмечает работы величайших класси- ков портретной живописи (Леонардо, Ти- циан, Рембрандт, Ван Дейк, Левицкий, Кипренский). Попытки некоторых художников связать портреты вождей с важными событиями на заводе! или на шахте, как например у ху- дожников П. Якубовского или у А. Верти- ка, никак нельзя признать удачными. Картиыа первого «Орджоникидзе среди ме- таллургов КМК им. Сталина», хотя и на- звана эскизом, должна быть отнесена к са- мым слабым вещам среди всех экспонатов, выставленных этим художником. Непро- порциональность фигур, невыразительность лиц и жестов, общая суммарность и не- расчлененность массы — главнейшие недо- статки этого произведения. Еще печальнее дело обстоит у' худож- ника Бертика, сделавшего попытку пред- ставить «Тов. Молотова в Прокопьевске». Уровень работы не поднимается выше уче- нических упражнений самоучки в живо- писи. Благоприятное впечатление производят индустриальные интерьеры художника Якубовского. Показать старый сибирский завод и новые советские индустриальные гиганты — вот прекрасная задача, имею- щая глубокий политический смысл, кото- рую ставит перед собой художник Якубов- ский. «Доменный цех старого Гурьевского за- вода» — отсталая примитивная техника завода середины прошлого века. Добросовестность художника приводит его к исторической документальности, к несколько суховатой правдивости, но ли- шает его необходимого обобщения образа. Это сказывается в самых названиях картин. Не слишком ли прозаично звучит: «Заправка площадки мартеновского цеха КМК (заливка мартена)»? Световые рефлексы от жидкого рас- плавленного металла безусловно удались художнику. Удачно показаны также про-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2