Сибирские огни, 1940, № 6
литру, ведь картина, как говорил великий французский художник Делакруа, есть «праздник для глаза».' Другой молодой художник П. Титов, впервые выступающий на областной вы- ставке, в картине «Отступление колчаков- цев» добился несомненных успехов. Про- думанная динамическая экспрессивная ком- позиция, сочетание ярких, энергичных кра- сок и, главное, сведение их к мажорной ко- лористической гамме — все это свиде- тельствует о хороших задатках художни- ка. Заметным недостатком является в этой картине некоторая эскизность и недорабо- тамность заднего плана. Эти же недостат- ки присущи и другой картине художника под названием «На каторге». Здесь вторые планы смяты, только слегка набросаны и так остались в эскизном состоянии. Зато безусловно хороши образы каторжан, осо- бенно фигуры на первом плане, сознатель- ное, сумрачное, волевое лицо рабочего, политкаторжанина, который и в ярме тя- желой неволи чувствует дыхание гряду- щей свободы. Как наши художники отражают совет- скую жизнь, наши успехи и достижения, расцвет социалистической культуры, образ нового человека? Это глубокое и волнующее содержание нашло свое отражение 'в ряде значитель- ных произведений на выставке. Величественный дух Сталинской Конь ституции пытался выразпть художник Н. Смолин в картине «У избирательной ур- ны». Отсюда торжественность и празднич- ность в настроении избирателей, которую несомненно хотел передать художник. Но намерение это не достигло цели: какая-то скованность и принужденность фигур и поз избирателей производят неприятное впе- чатление и совершенно странным кажется отказ художника от синтеза цвета и све- та: резкие разноцветные силуэты погру- жены в пустоту, в безвоздушную атмосфе- ру. Лица проработаны слабо, выбранный типаж случаен. Не бблыпих успехов добился тот же ху- дожник в картине «Заключение соцдогово- ра им. 3-й Сталинской пятилетки на заво- де «Труд». Однообразие изображенных лиц, преобладание грязносероватых тонов, от- сутствие воздушной среды чрезвычайно снижают художественное значение кар- тины. Зато в картине А. Силича под назва- нием «День выборов в Верховный Совет РСФСР на Алтае» зритель находит удовле- творение, во-первых, потому что тракто- вана чисто сибирская, местная и нацио- нальная тема, во-вторых, потому что на- лицо несомненные художественные достоин- ства в раскрытии этой темы: показан но- вый, советский Алтай, пробудившийся к новой жизни. Положительной оценки заслуживает так- же картина В. Филшгкова «Пионеры в го- стях у танкистов». Героическая Красная Армия, любимая всем советским народом, находит восторженный отклик в сердцах юных патриотов — пионеров. Лесная по- ляна, залитая солнцем, разнообразные фи- гуры, позы и лица взрослых и детей, жиз- нерадостные бодрые краски — все говорит о том, что художник сам отнесся к из- бранной теме с любовным чувством. В картине В. Евстигнеева «На трудо- дни» художника постигла неудача. Хоро- ший замысел — отразить зажиточность колхозной жизни и правильное распреде- ление по труду — не нашел соответствую- щего художественного выражения. Что за лица у трех колхозников, какая грубость и надуманная развязность, как аляпова- то нелепо раскуривает один из нарисован- ных персонажей! Это ли стахановцы советских полей, это ли мастера сталин- ских урожаев? Подстать им грубая 1 мазня на пером плане: что изображено в кореи- нах — секрет художника, забывшего, что на первом плане выписывать детали более необходимо, чем на заднем. И совсем не- уместно «щеголять» эскизНостью и обоб- щенностью фактуры там, где нужно по- казать радость и богатство колхозной жизни. Интересно знать, за какие художествен- ные качества картина эта приобретена Областным отделом искусств, как значит- ся в каталоге выставки? Значительно удачнее у того же худож- ника картина «Шефы Красной Армии». Жизнерадостность и оживленность встре- чи с красноармейцами передана неплохо, и только правый угол картины, где пред- ставлены сами виновники торжества, не- которой манерностью поз, лиц и| цвета не- приятно противостоит всем остальным ча- стям картины. Тема о пограничниках встречается два- жды — у художников Г. Ликмана и М. Мочалова. Преимущество нужно отдать первому. Яростный ветер, непогода — ни- что не может помешать славным погра-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2