Сибирские огни, 1940, № 6
Другая большая картина того же ху- дожника посвящена одному из эпизодов борьбы Ленина против экономистов. Назы- вается картина так: «Протест семнадцати социал-демократов в селе Ермакове ком под руководством В. И. Ленина против «кре- до» экономистов в 1899 году». Впрочем, на картине всего только 15 че- ловек, считая даже грудного младенца. Картина носит характер книжной иллю- страции и лишена той монументальной выразительности, которая должна быть присуща исторической картине. Динамизм содержания никак не сочетается с засты- лостыо всех четырнадцати персонажей, включая и Ленина. Кроме невыразительно- го жеста Ленина, никакого протеста никто собственно Не выражает. Кроме того, известно, что из 17 участ- ников совещания пять было женщин, на картине же женщин всего трое. Насколько выдержана портретнооть уча- стников протеста — судить трудно, но если этого нет, то ценность картины, как исто- рического документа, значительно снижает- ся. Особенно не удовлетворяет зрителя об- раз Ленина на картине — принужденностью позы и жеста, невыразительностью лица. Известно также, что на совещании были прения, критика выступления Ленина «справа» и «слеша» (со стороны Ленгника ф. В. и Ванеева А. А.). На картине же нет ии «прений», ни вообще какого-либо действия. Статичность и упор на бытовые моменты снижают ценность картины. Художник Тютиков серьезный и вдумчи- вый'мастер, к нему должны быть предъяв- лены повышенные требования, без 'всяких «скидок». Поэтому зритель несколько оза- дачен, когда видит сразу четыре больших картины на историко-революционные те- мы, вышедшие за короткий срок из ма- стерской этого художника. Ой привет- ствует замыслы художника — показать великого Сталина в сибирской ссылке, но остается смущенным некоторой поверх- ностностью исполнения. Это относится осо- бенно в картине «Тов. Сталин в турухан- ской ссылке». Можно ли считать, что художнику уда- лось найти единство в изображении обли- ка вождя и суровой природы, служащей фоном? Создается впечатление, что это раздельные моменты картины. И романти- чески расцвеченное полыхающее небо жи- вописно не связано с фигурой вождя. Кро- ме того, небо подано как-то плакатно, схе- матично, несоответственно реалистическо- му образу картины. Тема «Товарищи Сталин и Свердлов в туруханской ссылке» увлекла и художни- ка П. Якубовского. Насколько удался ху- дожнику образ Свердлова, — настолько же неудачным получилось изображение тов. Сталина. Профиль Свердлова схвачен удивительно уверенно, мастерски выписан!ы элементы «мертвой природы»: овчина полушубка, валенки, отсветы пламени печурки, тес- нота избы и пр. И хоть внимание значи- тельно отвлечено этими аксесуарами, но не упущено главное и принципиальное — беседа вождей по текущим политическим вопросам. Хорошее серьезное впечатление остав- ляет картина художника. Г. Ликмана «Маев- ка в Нарыме под руководством тов. Куй- бышева в 1912 году». На фоне скудной северной весны среди собравшихся с го- рячей взволнованной речью выступает пла- менный большевик тов. Куйбышев. Удач- но живописное размещение участников маевки и напряженное внимание их, а также сведение к единству цветовых масс в картине. Обращает на себя внимание большая картин'а одного из старейших художников Сибири П. Смолийа, изобразившего «Тов. Кирова в подпольной типографии в Том- ске в 1906 году». Непонятными только кажутся слишком темное освещение ти- пографии и чрезмерные ее просторы. Вследствие первого обстоятельства авто- ром избрано накое-то искусственное пред- намеренное освещение, отчего все поме- щение тонет в коричневой мгле. А вслед- ствие огромности помещения композиция не получилась убедительной, то есть не все части картины равноценны, в ней есть, к сожалению, пус'тыо куски, ничем и никак не заполненные, кроме указанной мглы. Картина молодого художника Н. Хомковв на тему «Сталин в нарымской ссылке» ус- пешно соревнуется с одноименными произ- ведениями художников старшего поколе- ния. Образ Сталина полон выразительно- сти и силы; пустынный северный речной пейзаж хорошо сочетается с фигурой. Но зачем художник употребляет т1акие гряз- ные краски? Какой смысл в этом пред- почтении исключительно серо-бурых топов? Разве северная природа, особенно небо, не дает изумительных красочных эффектов? Непонятно, зачем обеднять так свою па-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2