Сибирские огни, 1940, № 6

Р. Кутепов ЗАМЕТКИ О ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫСТАВКЕ 5-я областная выставка отличается от предыдущих значительным количеством экспонатов (свыше 300) и разнообразием тематики. Представлены почта все жанры: есть картины историко-революционного со- держания, есть портрет, 'советский быт, пейзаж, натюрморт, графика, наконец, скульптура. Это, несомненно, положительная черта, говорящая о разнообразности интересов наших художников, не замыкающихся в какую-нибудь излюбленную область. Но важнее другое обстоятельство. Общий ведущий тон всей выставки — жизнера- достность и оптимизм, утверждение новой жизни. Это советское, социалистическое бодрое, радостное искусство, искусство лю- дей сталинской эпохи! Как это далеко от современного буржуаз- ного искусства, которое прозябает в тря- сине гнилого субъективизма, пустого эстет- ства, упадочных настроений и формалисти- ческих фокусов! Простое, здоровое, содержательное, идей- ное искусство социализма противостоит упадочному искусству буржуазного мира. Вот эта бодрая мажорн1ая нота нашего искусства выразительно жучит и на пятой Новосибирской областной выставке в уни- сон великим победам социализма нашей эпохи. Пусть не все представляется одинаково зрелым, пусть не везде чувствуется высо- кое мастерство, пусть не все на выставке заслуживает положительной оценки, но несомненно одно: растет искусство в Си- бири, растут наши художники, растет и расцветает советская культура в Сибири. На выставке выступают «старые» и мо- лодые художники, но никакого разлада между ними не чувствуется, все стремят- ся к одной цели: средствами изобразитель- ного искусства — кистью, пером, каран- дашом — раскрыть правду нового мира, запечатлеть наши победы и достижения, показать нового человека. Почетное первое место принадлежит ху- дожникам, представившим картины ис1то- ричеокого, точнее, историко-революционно- го содержания. Здесь мы встречаем имена художников И. Тютикова, Н. Смолина, Г. Ликмана, И. Титкова, Н. Хомкова, П. Якубовского. Следует приветствовать это стремление наших художников отра- зить великие события революционного прошлого, создать картины из истории ре- волюционного движения, с которым так тесно связана история Сибири. Вот перед нашими глазами проходит «Сибирь кандальная», содержательная кар- тина художника И. Тютикова, Мрачно на- висли 1 свинцовые снежные тучи над бес- крайними сибирскими преторами, и в ве- череющей мгле, звеня кандалами, бредет по этапу осужденная на каторгу толпа борцов за народную свободу. На переднем плане падающего от усталости, смертель- но больного, осужденного на каторгу под- держивают два товарища. Стражники без- участны, как олицетворение бездушной си- лы. И бредут лишенные свободы люди, по- бежденные, но не сломленные и твердо верящие в правоту своего дела, и в со- гласии с ними полоска вечерней догораю- щей зари, как залог грядущего освобожде- ния, еле брезжит среди серой густой те- мени... Такова идея этой картины. Однако выразительность картины значи- тельно снижается некоторой о т в л е ч ен- н о с т ью изображения, в частности не- достаточной проработанностью фигур и лиц переднего плана, Кроме того, у художника часто встречается глухой и грязный се- рый цвет, притом в обильном количестве, /

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2