Сибирские огни, 1940, № 4-5
В сказке «Три загадки» невесту «высокого роду и красавицу собой» побеждает в спорю не какой-нибудь писаный богатырь, а «мужи- чок, простоватый, немудрященькой». В сказ- ку «Орел и Иван Царевич» введен еще но- вый сюжет о том, как невеста Ивана Царе- вича одурачила и насмеялась над капитаном, полковником и генералом. Сказка «Атаман свистунок» кончается не традиционным «че- стным пирком да за свадебку», а совершенно иным: « К о в д ы н а р о д у з н а л о г и б е л и з м е и н о й , т о в с т р е т и л их с в о с т о р - г ом. О н и с т а л и ж и т ь в с е в м е с т е , с о з д а л и т а м в о л ь н о е ц а р с т в о . И т е п е р ь т а м н а р о д ж и в е т в о л ь н о и р а д о с т н о и т о л ь к о и з р е д к а в с п о - м и н а е т п р е ж н юю з м е и н у ю ж и з н ь » . В этой последней сказке мы встречаемся уже с коренным изменением сюжета. Сча- стливая жизнь приходит не к одному герою, а к народу. Торжествует народ, коллектив. Помимо исторического, чисто научного зна- чения сборник «Сказки нашего края» интере- сен и для массового читателя, как знакомя- щий с одним из наиболее распространенных и любимых видов фольклора — сказками. Красноярское краевое государственное из- дательство начало свою работу по фольклору с издания сборника старинных сказок, со- бранных одним из энтузиастов народного творчества в продолжение полувека. В пре- дисловии к сборнику редактор сборника С. Савинич обещает, что «в следующих сбор- никах будут напечатаны сказки о нашей со- ветской действительности». Это обещание очень важно. Его надо выполнить. Арт. Ершов. ЧЕЛОВЕК И ПШЕНИЦА Сурова, засушлива Кулундинская степь. Часто проносятся над ней знойные суховея. Они сжигают степные травы, посевы. И еще совсем недавно люди ничего не могли про- тивопоставить палящему дыханию далеких среднеазиатских пустынь. Люди смиренно склоняли головы перед этим всеуничтожаю- щим бичом. И только колхозный строй, социалистиче- ское земледелие начали изменять облик за- сушливой степи, превращать ее в пшеничную житницу Советской страны. В Кулундинской степи началась борьба человека со стихией. Об этом просто и убедительно рассказы- вается в книге «Пшеница в степи».! Книга переносит нас в один из многочисленных ку- лундинских колхозов, к первым дням подлин- ной большевистской борьбы за высокие уро- жаи, в звено Марины Ковригиной. На хлебные массивы в степи надвинулась опасность,..,. «Прорвавшиеся из среднеазиат- ских пространств мощные воздушные течения затопили степь раскаленными массами воздуха. Сильные ветры разгоняли всюду этот сухой, нагретый воздух, выжигавший хлеба и тра- вы». Комсомольское звено Марины Ковригиной в колхозе «Первомайском» вступило в схватку со стихией. Весь арсенал агротехнических приемов был выдвинут против засухи. Полив- ка, подкормка, уничтожение сорняков — все 'было направлено к тому, чтобы прорвать бло- каду засухи, которой была обложена пшеница в степи. _ Чувствуется, что события, происходящие в Кулундинской степи, — близкая для автора тема, ,с которой он как агроном сталкивается повседневно. Он отлично знает то, о чем пи- шет, насыщает книгу познавательным материа- лом и образным, живым языком рисует яркие эпизоды борьбы колхозников за высокие, по- стоянные урожаи пшеницы. Некоторая сухость языка проскальзывает во второй части очерка. Например, по-газетному, отчетно, описано со- брание в колхозе и вообще весь конец очерка. 1 Илл. Рябов. «Пшеница в степи». Новосиб- гиз, 1940 г., 136 стр. Ц. 2 р. 45 коп. В облике Марины Ковригиной мы находим много общего со всем известной звеньевой Марией Кострикиной из колхоза «Путь Ста- лина» Купинского района. Автор идет не от вымысла, а от факта, и в этом одна из при- чин живости и убедительности первой части очерка. На своем участке звено Марины Ковриги- ной проделало огромную работу, борясь за высокую урожайность полей. За три года оно сдало колхозу 60 900 пудов зерна. И это не авторский вымысел. Вспомните Марию Кост- рикину, у которой в 1939 году на рекордных участках урожаи достигли 72,5 центнера с гектара. Вторая часть очерка говорит о завтрашнем дне Кулундинской степи. Это завтра — не фантазия, оно реально, ибо оно лишь даль- нейшее развитие того, что мы уже имеем се- годня. Автор приводит читателя в Кулундин- скую степь 194... года и говорит: смотри, как изменилось лицо степи. «Здесь возникает мир воды, электричества, новейшей агротех- ники». Вот мы опять в колхозе «Первомайском» и встречаемся с теми же людьми, которых виде- ли в первой части книги. Но они уже стали иные — мудрые, вооруженные новыми знания- ми и самой совершенной техникой. На кол- хозные поля пришла более высокая передовая культура ведения социалистического сельского хозяйства — правильный севооборот. Но Кулунда это не только пшеница. Кулун- да — огромное хранилище химического сырья. Три тысячи озер таят в себе колоссальней- шие запасы химического и минерального сырья. Кулунда—неиссякаемый источник мине- ральных удобрений. Автор не обходит внима- нием и эту тему, ибо она тесно сплетена с основной темой — о пшенице. В книге мы видим черты нового советского крестьянства, отлично владеющего сложной машинной техникой и опирающегося в своей работе на науку. Но нужно сказать, что лю- ди в очерке однолики, схематичны. Они не плохо работают, разговаривают; у них хоро- шие стремления, они твердо идут к намечен- ной цели, преодолевая препятствия, — но как
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2