Сибирские огни, 1940, № 4-5
СКАЗКИ НАШЕГО КРАЯ «Будучи девочкой, я заинтересовалась фольклором (песнями, сказками) и начала их записывать, В 1889 году, когда мне испол- нилось 18 лет, я уже имела в своих тетра- дях записи 61 песни, 3-х сказок, 22 нагово- ров, 114 поговорок, 26 загадок и 4 колыбель- ных песни», —• сообщает в своей автобиогра- фии старейшая красноярская собирательница фольклора Мария Васильевна Красноженова. С тех пор в течение пятидесяти лет Мария Васильевна работает по сбору фольклора. В 1934 году, в связи с 45-летней деятельностью Красноженовой, как собирательницы, этногра- фическое отделение Государственного геогра- фического общества издало сборник собран- ных ею сказок. «Сборник сказок М. В. Крас- ноженовой, старейшей собирательницы фоль- клора в СССР, вносит крупный вклад в сказ- коведение и краеведение, являясь единствен- ным в своем роде», — справедливо написана в предисловии к этому сборнику. Красноярское государственное издательство, отмечая дату 50-летней работы М„ В. Крас- ноженовой по сбору приенисейского фоль- клора, выпустило новый сборник сказок, за- писанных М. В. Красноженовой, под назва- нием «Сказки нашего края»Д В этот сборник вошли 32 сказки из чис- ла записанных в период с 1889 по 1938 год. Почти половина этих сказок уже была опубликована в сборнике географического об- щества в 1937 г. под общей редакцией М. К. Азадовского и Н. П. Андреева (ЛИГ, 1937 г,). Новый сборник включает старинные сказ- ки, бытующие в Красноярском крае. По своему характеру сказки очень разно- образны. Здесь и фантастические, «волшеб- ные» сказки: «Алеша Попович» (ни по герою, ни по сюжету — сказка не имеет никакой связи с былинным Алешей Поповичем), «Две- надцать сыновей», «Конь-лось», «Иван Вечер- ник, Иван Полуношник и Иван Зорькин», «Орел и Иван Царевич», «О заколдованном царстве», «Недобрый гость», «Овцы в море», «Амеля дурачок», «Атаман свистунок», «Му- жик и три сына», «Серый волк и Иван Царе- вич». Есть сказки типа рассказы-новеллы: «Степан Разин», «Про Ивана Грозного», «Ку- печеская дочь», «Подпасок». Есть и бытовые сатирические сказки и анекдоты: «Мужик и барин», «Беспечальный монастырь», «Бычок адвокат», «Поповские увертки», «Сторицею», «Поп завирало», «Только уши подоле да глаза поболе», «Не поделили». В сказках бытовых действуют сметливые мужички, жадные попы и купцы, хитрые сол- даты, веселые монахи. Сюжеты сказок сборника «Сказки нашего края» традиционны и общеизвестны. В вол- шебных сказках мы встречаемся со многими знакомыми элементами чудесного: колдов- ством, превращениями, с волшебными сумоч- ками, заменяющими в русских сказках лампу Аладина, с избушками на курьих ножках. Здесь перед нами встают знакомые сказочные 1 М. В. Красноженова. «Сказки нашего края»,. Красноярское краевое госуд. издатель- ства 1940 г., стр. 198, цена 5 рублей. герои: Иван Царевич, серый волк, баба яга, Кощей бессмертный, колдуньи и заколдован- ные царевны, живая и мертвая вода. Сказки с общеизвестными сюжетами даюг возможность ознакомиться с теми изменения- ми, которые вносятся сказителями в знако- мые сказочные сюжеты в зависимости от вре- мени и места их рассказывания. Особенностью сказок, записанных Красно- женовой, является перенесение места дей- ствия в ближайшую знакомую, свою обста- новку. В анекдоте «Только уши поДоле да глаза поболе» место действия указано так: «Вот когда первые епископы завелись в Си- бири и в Канском округе на! трахту ждали —- должен был (епископ) ехать в Иркутск...» Во многих сказках мы видим характерные сибир- ские детали. Так, например, в сказке «Орел и Иван Царевич» царевич обращается к из- бушке на курьих ножках: «Избушка, избушка, повернись задом к т а й г е , а передом ко мне..,.» Сказочный лес дан в более точном опре- делении —• «тайга», По уверению сказителя Кротова Степана Разина «за Б а й к а л сослали», В «Сказке про Алешу Поповича» мать «на- брала бересты, да веточек всяких, сделала юр т у». Там же мать говорит Алеше Попо- вичу: «Давай сдерем шкуру, в ю р т у посте- лем». Само собой разумеется, что сибирский ко- лорит отразился и в языке сказок. «Чо де- лать?» — спрашивает мать Алеши; «Чо спишь, уж день, а ты ешшо и за работу не примал- ся» — и т. д. На опубликованных сказках можно устано- вить как в сказочную ткань сказки вплета- ются новые бытовые понятия и термины. Морское «чудовище» в сказке про Алешу Поповича вызывает дочерей царя на с'еде- ние... т е л е г р а м м о й . Алеша Попович при- ходит со стариком поводырем на в о к з а л . Царевна смотрит на часы, по которым и оп- ределяет, что настало время прилететь чудо- вищу. В сказке «Конь-лось» отец говорит дочерям: «Знаю, милые дочери, что вам предвешшат это: замуж вам идти. Есть вам цела корзина ф о т о г р а ф и й , карточек, ето принцы раз- ных дворов... выбирайте себе, кто понравит- ся». Таким образом, наряду с традиционными приемами сказки — зачин, троекратные по- вторы и пр. — новые бытовые взаимоотно- шения властно вносят в ткань сказки и но- вые образы. Еще интереснее проследить изменение от- ношений сказителей к героям. Если в ранних сказках обычной наградой герою-спасителю царевны была женитьба этого героя на ца- ревне, то сейчас мы встречаемся с переоцен- кой этой награды. Тот же Алеша Попович, которому царь предложил: «Возьми какую хочешь замуж», — отве- чает: «Нет, не буду я женитца на твоей дочери потому, что я из простого званья. Лучше на- гради меня так, чтоб можно было хорошо жить».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2