Сибирские огни, 1940, № 4-5

вать читателя, он повествует, вполне равно- душный к своим героям, потому что, по су- ществу, у него нет героев, а есть только голый факт, который он и излагает тягуче и бесстрастно, не показывая новых человече- ских отношений, новых чувств, новых харак- теров. Другими словами, Урманов тоже скользит по поверхности, констатирует изве- стное всем положение и тоже ограничивает- ся схемой. В главах из книги А. Алекса^рова «Гар- низон в тайге» заметно стремление автора нарисовать человеческие характеры. Трудно говорить об этой вещи, потому что она на- печатана в альманахе не целиком, а с про- пусками. Но и сейчас можно выделить из общей массы героев — образы командира Мартьянова, комиссара Шаева, старого гиля- ка Ничаха, его дочери Минги. Можно толь- ко удивиться, почему у командира Мартьяно- ва за двадцать лет службы в Красной Ар- мии не исчезло недоверие к политическим комиссарам и почему он путается в тех самых психологических переживаниях, которые ха- рактеризовали Чапаева, когда к нему в часть приехал Фурманов. Неужели за двадцать лет в армии не родилось новых взаимоотношений между начальником и комиссаром? Тем не менее, повесть А. Александрова построена на реальном жизненном материале, описывает живых людей, но сделана она че- ресчур сухим, нередко протокольным языком и требует дитературной доработки в этом отношении. В конце книги, в разделе «Литературная трибуна» помещена большая статья А. Шма- кова о творчестве поэта Ан. Ольхона. Статья написана в беспринципном «друже- ском» тоне и делает из тов. Ольхона чуть ли не народного поэта, вполне зрелого мас- тера, у которого все «притягательно» и «вы- разительно», «полностью (!) отвечает требо- ваниям социалистического реализма», «трогает I gj большим волнующим чувством» и «привле- кает индивидуальностью». Если условно допустить, что все это так, то напечатанную в альманахе поэму Ан. Оль- хона «Марь» нужно будет признать исклю- чением из его творчества, потому что ни од- ного из этих качеств в ней нет. Поэма сообщаем, что советские мужествен- ные люди, с помощью трактора «вездехода» побеждают непроходимые болота. Вот, каза- лось бы, благодарная тема для показа борьбы наших людей с природой, борьбы, о которой мы столько интересного знаем из жизни. Но поэт не показывает, как люди побеждают бо- лота, какие новые качества, воспитанные на- шей эпохой, помогают им в этом, поэт лишь крикливо и пафосво сообщает, что люди при- шли и победили: По слову Сталина, приказу из Кремля, Нам доставляет гелий дикая земля! Криков о силе и мощи тракторов и о ве- личии человеческого труда — много, но че- ловека — нет, есть зарифмованные газетные строки, сверх всякой меры перемешанные с восклицательными знаками. Декоративность, пафосность и внешняя на- рядность стихов Ольхона не должны обманы- вать. Стихи — плохие, они лишены глубоко- го проникновения в сущность явлений. «Факт еще не вся правда, — писал М. Горький, — он только сырье, из которого следует выплавить, извлечь настоящую прав- ду искусства... Нужно научиться выщипывать несущественное оперение факта, нужно уметь извлечь из факта смысл». Этого умения и нехватило Ак. Ольхону, как нехватило его и С. Сартакову и И. Ур- манову. Авторы далеки от подлинной жизни, они экспериментируют, надумывают и комби- нируют, а в результате их бледные схемы никого не волнуют и портят книгу. Юр. Сальников, ОМСКИЙ АЛЬМАНАХ № 2 Альманах оставляет пестрое впечатление. Наряду со зрелыми, литературно и со вкусом написанными произведениями, в нем немало совершенно беспомощных. Можно подумать, что редколлегия (К. Бежицкий, Л. Марты- нов, С. Тихонов, В. Утков) совершенно не занималась отбором материала, а механически посылала в набор все, что попадало под ру- ку. Даже литературная правка не доведена до конца. Если автор, например, пишет: «Ды- хание прохлады... да несмелое дыхание ве- терка наполняют эту мгновенную глубину июльской ночи» (стр. 106), дело редактора раз'яснить, что невозможно представить себе и дыхание ветерка, и какое-то особое одно- временное дыхание прохлады, и что «мгно- венная глубина ночи» — чистейшая чепуха, несмотря на всю свою кажущуюся изыскан- ность. Его дело подчеркнуть фразу «из трех зарядов.... она уложила только двоих», и за- ставить автора исправить ее. Наиболее интересное в альманахе это рас- сказы «Прыжок» В. Уткова и «Домой» С. За- лыгина, очерк П. Драверта «Метеорит с над- писью» и поэма Л. Мартынова «Сказка про атамана Василия Тюменца». Герои рассказа В. Уткова «Прыжок» — наши советские студенты. Содержание рас- сказа — если понимать события в их под- линном смысле, а не в том, какой пытается придать им автор, — сводится к следующе- му. Студент Сергей усиленно готовился к экзаменам. Так как он при этом переутомил- ся, в нем резко обострилось свойственное многим юношам его возраста чувство неуве- ренности и недовольства собой. Он сам себе кажется жалким и неуклюжим, терзается мыслью, что не совершил за всю жизнь ни- чего оригинального и т. п. Внешних поводов для того, чтобы чувствовать себя несчастным и ревновать любимую девушку, у него нет. Экзамены он сдал отлично, веселая физкуль- турница Оленка явно любит его. Но он раз- дувает каждый пустяк, мучает и себя и дру- гих, искусственно вызывает ссору с Оленкой и затем заболевает «от несчастной любви». У Оленки все это, естественно, вызывает лишь неприятное недоумение и она дажэ га-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2