Сибирские огни, 1940, № 4-5

вождя. «Эта поэма», на наш взгляд, творче- ская удача поэта, много говорящая собрать- ям по перу, нашим сибирским поэтам. «Ени- сейская легенда» — первое произведение на материале богатейшего сибирского фольклора о вождях революции, о сибирской ссылке. И вместе с этим, — это первое крупное произ- ведение сибирского поэта о великом Сталине. «Енисейская легенда» несвободна от не- достатков. В последней главке поэмы «При- певка» поэт сбивается с яркой и своеобраз- ной сказовой манеры на риторику, на весьма несвежие, трафаретные фразы. Язык поэта ста- новится бледным, примитивным!, напоминаю- щим плохонькие стишки из районной газеты: Ярко светит солнце в нашем мире Нет забот (?!) и гнета векового, и т. п. И если бы не две хорошие заключительные строфы о судьбе Бедняги, «Припевка» вооб- ще была бы не нужна. Едва ли только сказовой манерой можно оправдать такие неуклюжие фразы, как сле- дующие: Мало выловешь — погинешь Как придет зимы пора... Лютой стужей у печурки Солнца ожидаючи... Жизни нет другой, отвсюду Супротив идет судьба... В стремлении к наибольшей колоритности языка, поэт иногда увлекается местными ре- чениями. Едва ли это хорошо, когда чита- тель спотыкается подряд о такие слова: одонья, пустоплесье, цаколотка, складня и т. п. Тем более, что книга эта издана для детей. Однако, все это — частности, кото- рые, как нам кажется, легко устранить в по- следующих изданиях этой хорошей поэмы. Хотелось бы видеть «Енисейскую легенду» изданной более культурно и любовно, чем рецензируемое издание, иллюстрированную более квалифицированно и вдохновенно, чем это сделал худ. Н, Шабалин. А. Смердов. „НОВАЯ СИБИРЬ" б-й номер альманаха иркутских писателей «Новая Сибирь» по своему содержанию весь- ма разнообразен. Он открывается народными поэмами о Сталине: «Сталин-Батор» бурят- ского поэта Аполлона Тороева и «Железо- стальной батырь» якутского олонхосута М. Тимофеева-Терешкина. Сталин рисуется в этих поэмах непобедимым богатырем, который приходит освобождать бедный люд из-под ига ненавистного Могоя. Ленину и Сталину посвящены также сказ- ка эрбогаченских эвенков, собранные Г. Ко- ненкиным. В них рассказывается о Ленине и Сталине, как о лучших друзьях эвенкий- ского народа, принесших ему радость и сча- стье. В сказка «Звезда счастья» охотник Баркауль всю жизнь искал звезду счастья и, в конце концов, нашел ее в Москве, где яр- че всех горят звезды на башне Кремля и «счастье несут народу». Поэт Константин Седых напечатал цикл хороших лирических стихов. Цикл состоит из 13 стихотворений и об'единяется общим для всех стихов светлым и жизнерадостным мироощущением. Поэт находит теплые слова, чтобы выразить переполняющее его чувство радости за незнакомого, но близкого челове- ка, жажду жизни, любовь к природе. Любовь к отдельному человеку, к девушке сливается у поэта с любовью ко всем людям, приоб- ретает характер упоения красочной жизнью Улыбка любимой девушки, брошенная друго- му, не вызывает у поэта потоков скорби и ревности. Наоборот: От девичьего ясного взгляда, Если он подарен и не мне, Соловьем запевает отрада В сокровенной моей глубине. Эту светлую радость поэт черпает в окру- жающей его жизни и в природе, которую описывает с осторожностью мастера, тонко и отчетливо, боясь каким-нибудь резким штрихом испортить ег нежные краска Однако поэт дает понять, что полноту счастья он чувствует только сейчас, когда и природа, и люди стали иными. В замечательном стихотворении «Сошник» он рассказывает, как старый сломанный сош- ник, случайно найденный, наталкивает на грустные воспоминания: Быть может дед мой лапотник-оратай Давным-давно минувшею весной, Сломав его, угрюмый и горбатый, Здесь горевал над матушкой-сохой. Сошник напомнил мне на глинистых пригорках Голодного трехполья лоскутки, Соломенные риги на задворках, На грустных бабах черные платки. Поэт приносит свою находку в бригадный стан. И долго там, собравшись в круг, ребята Беззлобно потешалися над ним, Над сошником, от ржавчины щербатым, Лихих времен свидетелем немым. После этих строчек стихи о радости и сча- стьи звучат гораздо сильнее и выразительнее. За исключением отдельных неудачных строк (например, в стих. «Девушки плели венки») весь цикл сделан прекрасно: сжато, выдержанно и целостно. Хорошее впечатление оставляет историче 5 екая повесть Г. Кунгурова «Путешествие в Китай». В альманахе напечатаны только две первые главы повести и поэтому говорить о ней в целом еще рано. Но уже сейчас вид- но, что это вещь сильная, написанная рукой хорошего знатока эпохи царя Алексея Ми- хайловича и быта беглых казаков, пробиваю- щих во главе с атаманом Ерофеем Сабуро- вым путь в Китай. Нарочитая архаизация языка несколько затрудняет чтение повести, но зато ярче передаёт стиль и дух эпохи XIII века. Все эти удачные произведения не спасают, однако, книгу в целом. После прочтения аль-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2