Сибирские огни, 1940, № 4-5

БИБЛИОГРАФИЯ „НА КУРЕЙКЕ ЭТО БЫЛО, НА КУРЕЙКЕ В тысячах песен, легенд, сказаний, народы Советского Союза поют и рассказывают о ве- ликом Сталине. Именно в устном народном творчестве с наибольшей силой и изумитель- ной яркостью создан образ вождя народов. Казахские акыны, дагестанские ашуги, шор- ские ныбакчи создают песни и легенды о вожде, которые являются примером для на- ших поэтов. В советском фольклоре вдумчи- вый художник найдет много истоков для соз- дания образа Сталина. Это хорошо понял поэт Анатолий Ольхон. Его «Енисейская легенда»!, раскрывающая перед нами одну из страниц прекрасной жиз- ни вождя, радует и волнует яркостью и са- мобытностью поэтического выражения, по- черпнутого из фольклора. Поэт и сам гово- рит об этом богатом, вдохновившем его источнике: Записал я эти сказы рыболовов Белой ночью в Заполярье, на Курейке... «На Курейке это было, на Курейке».,., Так начинается «Енисейская легенда». Живет на берегу северной реки одинокий старый ры- бак, по прозвищу Бедняга. Однажды в его глухое, оторванное от всего мира «зимовей- ко» «опричники жандармские, сквернавцы» привозят человека: Был он ростом и плечами крепок ладно, И' одет был по-простому, не нарядно: На рубахе наволочной медна пряжка, Сапоги на нем смазные и фуражка. Вышел на берег, на солнце улыбнулся И спиною к генералу повернулся... Этого человека, «царева страшнейшего во- рога», Иосифа Сталина привезли сюда, в дальнее зимовье, чтобы загинул «царский не- слух» в полном одиночестве, в заполярной глухомани. Очень хорошо передана поэтом картина встречи Сталина со старым Беднягой: Неприглядно зимовейко, да приветно. Вечерком хозяин к дому подобрался, Поклонился гостю он ответно, Поздоровкался и вкрест поцеловался. Угостил его духмянною ухою, Напоил его брусничного водою, Напоследок по-душам поговорил, Подал трубку—таволожну: покури!.. 1 Анатолий Ольхон, «Енисейская легенда», стр. 23, Иркутск, 1940 г. И преобразилась сразу жизнь старого ры- болова, в его зимовейке- стало как будто светлее и просторнее. Невольный гость его принес с собою великие, широкие, как мир, думы о грядущих боях за освобождение всех бедняг,, В образе рыбака Бедняги поэт удачно, глубоко воплотил черты народа. Под влия- нием бесед со Сталиным пробуждается в со- знании Бедняги ненависть к угнетателям и стремление к борьбе., Рука об руку будущий вождь народов и старый рыбак однажды тай- но покидают зимовье на Курейке и уходят туда, где ждут Сталина революционные си- лы России. Шли они по тайге, по снегам и всюду пламенное слово Сталина вдохновляло бедный народ на борьбу. Тщетны были попыт- ки жандармов изловить беглецов с Курейки: Мать-земля сама их укрывала — Укрывала их туманом без прогляда, Мать-вода на шиверах им помогала — Отводила их струей от водопада. Так ушли они без следу, неизвестно, И до самого семнадцатого года Кочевали на посельях повсеместно — Среди бедного сибирского народа... Таково содержание поэмы А. Ольхона. Языком таежного рыбака-рассказчика, без всякой поэтической выспренности, так часто портящей многие произведения поэтов о вож- дях, А. Ольхон сумел поэтически ярко и убедительно раскрыть одну из п£екрасных страниц в истории партии большевиков. Глу- бокое знание и понимание народного языка, фольклорных источников избавило поэта от опасности стилизации под фольклор. Народ- ный язык органически вошел в поэму. Очень просто, с настоящей глубокой любовью, соз- дает Ольхон образ мужественного, простого и мудрого Сталина, вместе с Беднягой ловя- щего рыбу, беседующего о судьбах револю- ции, при свете лучины пишущего «книгу жизни новых лет». В очень простые и вме- сте с тем глубокие слова сумел поэт вло- жить мысли молодого Сталина, говорящего с Беднягой: — Вот и думаю, старинушка, одно: — Надо вывести людей на светлый путь. — И борюсь за это дело я давно, И не может мое сердце отдохнуть.». В шести небольших главках «Енисейской легенды» Ольхон рассказал много большой и глубокой правды о жизни народа, о жизни

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2