Сибирские огни, 1940, № 4-5

ной помощью и поддержкой Советского Со- юза, ведет страну по пути прогресса. Забо- тясь о том, чтобы сыт был арат и тучны его стада, оно улучшает технику скотовод- ства. Оберегал арата от когтей чужезем- ного купца и ростовщика, оно развертыва- ет кооперативную сеть и монополизирует внешнюю торговлю. Торговые операции МНР ведет но преимуществу с Советским Союзом, ввозя автомашины, оборудование для своих фабрк и заводов, сельхоз- иввентарь, металлы, ткани, муку, чай и сахар, вывозя скот, кожевенное сырье, пушнину, шерсть. Развивая отечественную промышленность, МНР постепенно сокра- щает импорт товаров широкого потреб- ления. Заботясь о здоровье арата и его стада, правительство открывает больницы, меди- цинские и ветеринарные пункты. Дли- тельна и упорна была борьба правитель- ства с тибетской медициной, основан- ной на знахарской эмпирии, обросшей религиозно-мистической философией. Хра- нителями «великих тайн» этой медицины являлись в Монголии «эмчи» (ламы-враче- ватели) и прочие шарлатаны. Они кружи- ли головы больным заклинаниями и мо- литвами, отравляли их кровь ядовитыми порошками и пилюлями, уверяя при этом, что монгольский нард обязан своим здо- ровьем исключительно их искусству. На самом деле до революции Монголия была очагом всевозможных болезней, что от- мечалось многими путешественниками и ис/следователями. Наконец в 1930 г. Y I Великий Хурал официально утвердил господство в стране европейской медицины и распорядился организовать министерство здравоохране- ния. Ламы ответили на это истериче- ским концертом, но скотоводы, на прак- тике убедившись в преимуществах науч- ной системы перед невежественным зна- харством, не настроились на их камер- тон. По данным на 1 января 1938 г. в Монголии, не считая аймачных больниц, было уже 62 участковых медпункта. Боль- вица в Улан Баторе имеет 400 коек. По стране разбросано 130 ветеринарных участков. «В нашу красную чистую кровь рево- люцию народную вбирая, нашу свежую чистую память укрепим беспрестанной учебой... Это мы, вставшие в общий стройный ряд, овладев наукой и культу- рой, продолжим дело великой револю- ции!» — призывает молодела монголь- ская «Песня пионеров». И молодежь обновленной сггешг с радо- стью идет в открываемые народным пра- вительством школы. До революции у мон- гольской молодежи не было выбора. Мона- стырская школа с ее мертвой схоласти- кой, заумной философией и дикой практи- кой ламаизма — вот и все, что могла предложить родная степь скотоводу. Ламы, являвшиеся тогда, по образному выраже- нию миссионера Гюка, «головой и сердцем народа», обучали и воспитывали молодежь в духе, угодном духовным и светским феодалам. Дорого стоила населению эта «учеба». Даже такой ревностный аполо- гет 1 монгольского лашства и монастырей, как Полумордвинов, сознается, что плата за учение действительно была тяжелой повинностью для арата, ибо ему прихо- дилось содержать не только ученика и и его учителя, но и «состоявших Ьри нем лам». 1 Всего одна светская школа существо- вала в Монголии до революции. Сейчас их насчитывается около 160. При школах устроены интернаты, в которых кочую- щие скотоводы оставляют детей па весь год. Молодежь обучается и содержится за счет государства. В Улан Баторе, кроме об'единенного военного училища, имеются специальные учебные заведения: педаго- гический, ветеринарный, кооперативный и другие техникумы, учительские курсы. Немало молодых монголов учатся в СССР. Успешно ликвидируется неграмотность и среди взрослого населения. Куется новая национальная культура. Важнейшие звенья, образующие ее цепь — театр, клубы, кино, красные юрты. С ти- пографских машин льется белый поток шелестящей и пахнущей свежей краской бумаги. В Улан Баторе выходит 5 газет и 9 журналов. В 1938 г. ГЙЗ обогатил фонд национальной культуры 18 миллионами ли- стов. Изданы на монгольском языке из- бранные произведения Ленина и Сталина, стихи Пушкина, романы и рассказы Горь- кого. Безостановочно движется к своей ко- нечной цели — коммунизму — свободная Монголия. Она .идет по курсу, проложен- ному на карте человечества рукою Лени- на. С гордостью вспоминает монгольский 1 П. Полумордвинов. «Монастыри Чжерим- ского сейма С.-В. Монголии» («Вестник Азии»), № 11—12, 1912 г., стр. 156.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2