Сибирские огни, 1940, № 4-5

ставлял себе переживаний сына, да и не прочих ребят и чувствовал, что вскоре ему мог представить, так как книжек не чи- с-амому надо будет подготавливаться к тал, а заокеанских стран не знал. Но на- урокам и повторять кое-что из забытого, рушения обычного распорядка кочевой чтобы не ударить лицом в грязь, жизни не казались ему серьезными. — Вот, братец ты мой, память! — го- — Пусть набирается ума, — думал он, воры он о Кольке Николаю Никитичу. — а о книге говорил: — грамота человеку Тридцать лет учу сопляков, но такого не необходима! встречал. Ну, и котелок! Сандо Серпиу считался лучшим охотни- День ото дня он сильнее привязывался ком Ямала, исходил весь север. Он зиал к Кольке, посвящал занятиям больше пре- много людей, видел много городов, пони- мени и готовился к ним серьезнее. По- мал жизнь. степенно выносилась и окрепла мысль: К началу второго учебного года Колька «Колька Серпиу будет изобретателем, уче- явился в школу с новыми мыслями в голо- ным. Откроет неведомые законы и силы ве, с новыми запросами и вновь родивши- природы, возродит мертвый Ямал, даст мисл планами в предприимчивом воображе- северу сказочную обновленную жизнь!»... нии. Он не был склонен к пылким фанта- Без предупреждений, не попрощавшись стическим мечтаньям, как это свойственно с факторийцами, Колька уехал из интер- его возрасту, но прочитанные книги при- вата в отцовский чум. Летом передавали, дали его практическим размышлениям что он болтается по Обской губе безо вюя- болыний размах и дерзость, еще не смяг- кого дела, что даже оленей пасет мать, а ченные житейским опытом. Начальная парень лодырничает. К зиме Колька вер- грамота, внедряемая Онуфрием Аитонови- нулся в школу. Обрадованный Онуфрий чем, не удовлетворяла колькииой любозна- Антонович ве стал ни расспрашивать, ни тельности. Ему хотелось бы забежать упрекать и принялся за занятия с прежним вперед, узнать и осмыслить вещи, явле- рвением. Но проучившись мепыне двух ния, законы, о которых он только слы- месяцев, Колька опять исчез. Вслед за шал краем уха, существование которых ним интернат покинули четверо его прия- лишь предполагал или подсознательно телей — однолеток. Было ясно — сгово- угадывал. Неожиданными вопросами он рились. порой смущал учителя, ставил втупик. И вдруг, разнеслись слухи: Колька оты- — Так наука все может? скал какие-то новые места, сорганизован- — Все! — с непоколебимым убеждени- пая им артель промышляет осетра! На ем отвечал Онуфрий Антонович. факторию привезли двенадцать нарт от- — Почему же ученые не разморозят борной осетровой икры и забрали всю, тундру? Гляди, сколько пропадает земли. ' какую нашли, тару. Ребята, привез)шие ' — Ну, какая это земля! Гиблая!. товар, расписали факторийцам сказочные — Почем ты знаешь? Может, внутри чудеса о богатстве кольюиных рыбалок и золото. Разве ее рыли, смотрели? о гигантских рыбинах необычайного веса. — Некогда тундрами заниматься — у — Вот это я понимаю! Вот это — да! ученых есть свои задачи. Молодчик Коленька! — высказал свое — Какие? мнение Николай Никитич. —- Ну, мало ли!.. Нефть разыскивают... у Онуфрия Антоновича задергалось машины изобретают... или там по элек- в е к а тричеству, — говорил • не вполне уверен- — Что «да»? Почему «молодчик»? — но учитель. спросил он, не скрывая раздражения. — Кто сказал, что у нас нет нефти? — — А как же! Нашел новые места, вы- стоял на своем Колька. — Дай нам такую лавливает, вон, тысячи пудов дорогой ры- машину, чтобы разогрела землю! Ого! бы — это по-твоему пустяк? Осетра*по Может быть у нас все найдется, что на- губе проходят может быть миллионы, а до. Да, да! И пальмы вырастут! трест пускает слюни, добывает жалкие По арифметике Колька делал особенно 30—40 тысяч пудов в год. Коленька пока- быстрые успехи. В задачнике Онуфрий Ан- зал, как надо браться за дело. И с кем! Со тонович не находил задач, которые тот не школярами! Старшему 17 лет! Молодчик мот бы решить. Вес, меры, об'емы, дро- Коленька! би — всю премудрость первых классов он Веко Онуфрия Антоновича продолжало постиг с непостижимой легкостью. Учи- дергаться, однако он не стал спормть, а тель стал заниматься с ним отдельно от лишь процедил сквозь зубы:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2