Сибирские огни, 1940, № 4-5

мых бед народных, справедлива названное монгольскими летописцами «темным перио- дом». Китайский император Минской ди- настии Юнло метко охарактеризовал эту эпоху монгольской истории словами: «После падения могущества монголов от потомка императора Шуньди до Гун Тэмура, во все шесть поколений, я не слыхал, что- бы хоть один человек окончил жизнь спокойно» В XVI I веке Китай оказался под вла- стью новых чужеземных захватчиков — манчжуров. Воспользовавшись случаем, что юго-восточные монголы приняли уча- стие в завоевании Китая, манчжурский им- ператор летом 1636 г. признал'себя вер- ховным ханом части Монголии, о чем тор- жественно доложил своим новым поддан- ным следующее: «Волею неба наступило повелевать мйе над всем государством и забота о вас всех лежит теперь на мне и я, друже- ственный вам богдохан, даю настоящий указ... Разобрав подвиги князей, я выдам соответствующие грамоты. Получив такие грамоты, князья должны свято ими руко- водствоваться во всех религиозных и светских делах... По воле моей установ- ленные звания... будут отбираться от князей, если они нарушат настоящий указ; если же нарушат его во время воен- ных действий, то будут судимы военным судом». 2 В конце XYI I столетия вся Внешняя Монголия была присоединена к Китаю, а затем началось закабалеиие монгольского народа манчжуро-китайскими бюрократами и китайским торгово-ростовщическим капи- талом. К сладкому монгольскому пирогу впоследствии приобщились и русские куп- цы. Торговцы и ростовщики опутали креп- кой паутиной аратские скотоводческие хозяйства и прибрали к рукам монголь- ских князей и лам. Страна все глубже увязала в этой паутине, разоряясь и те- ряя жизненные силы. «Ростовщический капитал, — говорил Маркс, — приводит к пауперизации дан- ного способа производства, ослабляет про- изводительные силы," вместо того, что- бы их развивать, и в то же время уве- ковечивает эти злосчастные отношения, при которых общественная производитель - i Д. Покотилюв. «История восточных мон- голов в период династии Мин 1368—1634», СПБ, 1893, стр. 34. ' а «Вестник Азии», № 11—12, 1912 г., стр. I—II. ность труда не развивается. Обременен- ный долгами рабовладелец или феодаль- ный сеньер высасывает больше потому, что из него самого высасывают больше... При азиатских формах ростовщичество может существовать очень долго, не вы- зывая ничего, кроме экономического упад- ка и политической коррупции». 1 Лишь в 1911 году, когда народная рево- люция, свалив царствовавшую в Китае манчжурскую династию, об'явила Китай ре- спубликой, из аратской груди вырвался вздох облегчения. Однако, развернувшая- ся в Монголии национально-освободительная борьба против китайских чиновников, куп- цов и ростовщиков ничего не дала арату, кроме новых ран и старой кабалы. Духовные и светские феодалы, сумев- шие возглавить эту борьбу, сами по- жали ее плоды. Провозглашенная ими независимость Внешней Монголии укрепи- ла их позиции. На престол был возведен глава ламаистской церкви в Монголии «перерожденец» Чжебзун Дамба хутухта, именовавшийся Богдо гегеномЛ Царская Россия, поддержав автопомистское начина- ние монгольских князей, выговорила себе ряд специальных прав, чем обратила Мон- голию в свою колонию. Но со времени мировой войны русское влияние в Монго- лии начало падать и постепенно замещать- ся влияпием японского имперализма. Японский империализм побудил китай- ское правительство направить во Внеш- нюю Монголию, под предлогом защиты страны от большевиков, военную экспеди- цию. Представитель Китая Чэк И пред'я- вил монгольским властям 64 пункта, уп- раздняющих автономию Монголии. Пункты не были приняты. Тогда Япония пошла на решительные меры. Командующим экспе- диционной армией был назначен китай- ский генерал Сюй Шичжэн. Этот бравый японофильствующий жандарм, известный в Китае под кличкой «маленького Сюйя» (т. е. Сюйя — младшего), принудил Мон- голию немедленно и «добровольно» отка- заться от автономии. По степям снова потекла народная кровь, снова застонали араты под ярмом китай- ских купцов, вернувшихся в страну, что- бы взыскать старые долги. «Ключевую (воду до дна не вычерпать ковшом, а человека хорошего потомка не сломить гнетом» — восклицает старинная 1 М а р к с , «Капитал», том III, часть I, стр. 109—110.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2