Сибирские огни, 1940, № 4-5
запная на чингисовой печати, гласила: «Бог на небе, а хан — могущество божье яа земле. Печать владыки человечества». Эхо этих событий потрясло троны европейских монархов. Военно-феодальная империя монголов, величайшая из империй когда-либо суще- ствовавших на земле, где верховная власть принадлежала «степной аристократии» и возглавлявшему ее императору, возникла в процессе быстрой феодализации мон- гольского общества, которое уже к началу XI I I столетия представлялось коллективом с резко выраженными классовыми про- слойками 1 . Своими блестящими победами монголы обязаны прежде всего ослаблению поко- ренных ими народов, подвижности и боль- шой оперативности своей армии, вооружен- ной передовой для того времени техникой, и своей крепкой боевой организации, по- строенной усилиями Чшшис хана и его преемников. 2 Во всех этих завоеваниях монголы показали себя не только свире- пыми разрушителями городов и расхити- телями сокровищ древних культур, какими их представили в памяти потомства бур- жуазные истории, но >и организаторами на покоренных территориях новой госу- дарственной системы, опорой которой был торговый капитал, открывателями новых караванных путей, покровителями наук и искусств, строителями новых городов, за- щитниками мусульманских купцов. 3 Но гигантская кочевая империя пе про- жила и полных 150 лет. Ее подточил червь неразрешимого противоречия, про- бравшийся в сердцевину монгольского феодализма. Верховная власть хана столк- нулась с властью его вассалов, — без- граничных повелителей своих владений. Порочны были те феодальные принципы, на которых покоился шаткий фундамент империи. 4 Тяжелым бременем легли на на- род войпы феодалов с ханом и между со- бой. Они потребовали содержания огром- ных и дорого стоящих армий. Главное же заключалось в том, что скотоводческое хо- 1 Н. Н. Поппе. «Халха-монгольский героиче- ский эпос», Москва, АН СССР, 1937 г-, стр. 23. 2 К. Харнский. «Китай с древнейших вре- мен до наших дней». Владивосток, 1927 г., стр. 179—180. 3 См. предисловие А. Якубовского к книге М. Шервуда «Былые пути в Китай», ОГИЗ, 1931 г., стр. 11—12. * Б. Я. Владимирцев. «Общественный строй монголов. Монгольский кочевой феодализм». Ленинград, 1934 г., стр. 117—119. зяйство, примитивное и систематически разоряемое китайским и туркменским ростовщическим капиталом, было плохой базой для мирового господства. Стихийные бедствия властвовали, над монголами, вы- нуждая пастухов в лихие голодные годы доходить до продажи в рабство своих де- тей. 1 Грозные степные полководцы, выглядев- шие на седлах своих коней непобедимыми титанами, которых разгневанное небо нис- послало на обреченные мечу и пламени народы, потеряли способность устрашать, когда их обутые в сыромятную колгу ноги коснулись мраморных плит дворцов и га- ремов. «Я... — похвалялся Чипгис хан, от- правляясь завоевывать Китай, — обитая в Северных степях, не имею в себе рас- путных наклонностей... отвергаю роскошь и следую умеренности; у меня одно платье, одна пища: я в тех же лохмотьях и то же ем, что коровьи и конские пасту- хи». 2 Никто из преемников ЧинТиса не под- писался бы под этим творением ранней степной риторики. Ханы и князья мир- вой империи проявляли подлинно-зоологи- ческую жадность к изысканной пище, тонким винам, дорогим курениям, изящ- ным формам обитательниц своих гаремов, переливчатым шелкам своего платья и вообще ко всякой роскоши и «распутным наклонностям». Потеряв всякое представление об умеренности, которую, если верить его собственному заявлению, так превозносил Чингис, «степные аристократы» мало-по- малу обрели подозрительное сходство с классическим типом изнеженных восточ- ных деспотов, сделались послушпой игруш- кой в руках туземных купцов, ростовщи- ков и бюрократов. В 1368 году китайские армии нанесли своим бывшим властелинам ряд тяже- лых поражений, расплачиваться за кото- рые пришлось, конечно, аратам. В тече- ние последующего трехсотлетия в мон- гольских степях и пустынях запылали войны между ханами и князьями. Покрас- нела суровая степная земля, кровью па- стушеских отрядов залитая! Пришло ли- хое время голодной нищеты и неисчисли- 1 Б. Я. Владимирцев. «Общественный строй монголов. Монгольский кочевой феодализм». Ленинград, 1934 г., стр. 127. 2 «Труды членов российской духовной мис- сии в Пекине», том IV, стр. 173.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2