Сибирские огни, 1940, № 4-5

дов, 15 тыс. овец и кое-какое количество голов рогатого скота. Церковный феодализм, возникший на ба- зе кочевого животноводства Монголии, играл в стране даже более могуществен- ную роль, чем светский. Стотысячная армия лам, навербованная по преимуще- ству в юртах бедняков и сохранившая прочные связи с народными массами, пред- ставляла собой внушительную силу для утверждения церковного господства над народом. Угнетая и эксплоатируя население, церковь была вместе о тем аппаратом идеологического утверждения эюсплоатации скотоводов светскими наследственными кпязьями (дзасками) и дворянами (тай- чжи) 1 . 18% аратского населения состав- ляли дворовые (хамджилга), т. е. факти- ческие рабы. Князь мог передавать их кому угодно, расчленяя их семьи и при- сваивая их личное имущество. 2 Значительная часть аратов ( 33%) , име- нуемая албату («платящими налоги»), являлась собственно крепостными. Албату трудились на князя, проливая пот на его пастбищах и кровь на полях битв, если он призывал их на защиту своего добра и на захват чужого. Албату несли около 20 феодальных повинностей (алба), ро- дясь и умирая горькими бедняками. Они принадлежали к той породе, о которой популярная тибетская пословица говори- ла: «Безрогому быку — самая жалкая веревка, беззащитному народу — задняя дверь». Князья были вполне достойными сорат- никами высших лам и монастырей по ча- сти грабежа населения и захвата арат- ских табунов и стад. В 1918 году по дан- ным Майского 3 одно княжеское хозяйство имело в среднем 2.500 голов скота. Князь Дурекчи ван Дзасакту, одержимый особым рвением к стяжательству, насбирал стадо в 1.000 лошадей, 20.000 баранов и 3.000 голов рогатого скота. 1 Титул «тайчжи» (слово это заимствовано монголами из китайского языка) вначале но- сили лишь высшие монгольские феодалы (царе- вичи • из рода Чингис хана). К концу XVII века, в результате дробления уделов, появилось множе- ство «феодалов без феодов» — беспоместных дворян, получавших во владение лишь до- машний скот и слуг, и слово «тайчжи» пре- вратилось с той поры в их сословный ярлык. 2 Я. Рыжик. «Монгольская Народная Рес- публика» («Революционный восток» № 2/3. 1936, стр. 164). 3 Майский. «Современная Монголия», Ир- кутск, 1921. Эти два насоса (монастырский и княже- ский) исправно, в течение нескольких сто- летий выкачивали из аратских хозяйств жизненные соки. Но существовал еще и третий насос, вконец обескровливающий аратские хозяйства — китайский и рус- ский торгово-ростовщический капитал, по- лучавший за проданные товары до 200% годовых. Старый и страшный гость ара- тов—голод—подолгу не покидал их юрт и с ехидной улыбкой выглядывал из пустых кухонных котлов. Неисправному платель- щику долгов грозили беда и позор. Китай- ские и русские купцы, по примеру мон- гольских князей и лам, прибегали к си- стеме круговой поруки, заставляя отве- чать за должника весь хошун. 1 Немалая часть монгольского населения находилась не только в постоянной каба- ле у иностранных купцов, но и являлась их обслуживающим персоналом. «Монголы хошуна Це — цзасака — бед- ные, — свидетельствует Свечников. — Весь хошун в экономическом отношении находится в руках китайцев, и монголе® этого хошуна смело можно назвать па- стухами китайского скота и возчиками китайского товара... Русско-китайскому банку монголы должны 13.000 рублей. Какой-то тайджи (дворянин) даже просил у нас милостыню». 2 * * * Яркий след оставила в истории чело- вечества могучая монгольская землица. В 1206 г. из темных недр огромной Татарии, как в средние века называли всю Внут- реннюю Азию, поднялась неведомое забай- кальское племя, которому еш вождь Те- мучин Чингис хан дал имя «Кукай Мон- гол» («Небесные люди»), во главе других «татарских» племен (по терминологии Чин- гиса «данников») помчалось на завоева- ние мира. 3 За какие-нибудь 50 лет бран- ными трудами степной кавалерии было создано гигантское государство от китай- ских морей до средиземноморских бере- гов, от Суздальской Руси до южных обла- стей Афганистана. Недаром надпись, выре- 1 Хошун — старая административно-хозяй- ственная единица монгольского самоуправле- ния, удел, возглавлявшийся родовым наслед- ственным князем. 2 А. Свечников. «Русская торговля в севе- ро-западной Монголии по личным наблюде- ниям с 1905 по 1907 год» («Вестник Азии» № 11—12, 1912 г.), стр., 83. 3 W. Williams. „The Middle kingdom". New- York. 1883, vol. I, p. 202.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2