Сибирские огни, 1940, № 4-5
чертями... Допустили мы взять упряжных быков своих, дали угнать скот свой, дали перестрелять много жизней, вот почему перекочевали мы прямо к северу: со стра- ха откочевали». 1 Сгипули теперь лютые враги арата. Нет больше монгольских князей, обез- врежены ламы, а Народно-революционная армия не пустит на его родину чуже- странных хищников. Но арат все же дол- жен быть настороже: есть еще одна угро- за, висящая над его стадами —< угроза су- ровой степной стихии. Скоту нужен све- жий корм, и арат обязан найти его. И так из года в год, из сезона в сезон кочует он, выискивая места, которые в данный мо- мент могут предложить лучшую пищу. Осо- бенно тяжела для арата весна. Он называет ее «черным временем». Оттепели днем и за- морозки ночью образуют па снегу твердую корку, из-под которой не достанешь тра- вы. Приходится гнать скот в другие края. Однако, перегон истощенного за зиму стада чреват немалыми опасностями. Весенние шурганы (бураны) и мятежные весенние снегопады — бичи для незащи- щенных стад, а нападение голодных вол- ков и нашествие микробов (эпизоотии) — проклятие для арата. Трудно и тяжко арату в степи весной! Но народное государство помогает ему строить хашаны (утепленные загоны для скота), колодцы в местах, которые пора- жает засуха, строя их также и на свой счет, субсидирует сенокошение, покупку породистых производителей, создает вете- ринарные пункты. Но этого мало. Необхо- димо, чтобы население имело, кроме мяса, еще и другие продукты питания. Поэтому республика всемерно поощряет земледе- лие. Заботится государство и о развитии охотничьего промысла. Основным видом монгольской пушнины является тарбаган (сурок), которого добывают до 2 млн. шкурок ежегодно. На севере страны бьют белок (до 200 тыс. а год), лисиц (около 25 тыс.) и волков (15 тыс.). Еще не далеко то время, когда 40%, а по другим данным даже 60% мужского на- селения 'Монголии составляли ламы 2 — служители особой формы буддийского куль- та, проникшей в Монголию из Тибета и получившей в европейской литературе наз- вание ламаизма. Ламаизм — грубая ком- бинация религиозно-фи|лософоких прин- 1 Руднев, стр. 49—50. 2 L. Richard, р. 510. ципов индийского будрзма и древней- ших тибетских суеверий, окруженная- пышными ритуальными церемониями, на- поминающими торжественную обрядность католической церкви. Это —- отполиро- ванная буддийской символикой практика заклинаний злых демонов магическими формулами и амулетами, сложная систе- ма, утверждающая экономическое и поли- тическое господство над народами высшей церковной иерархии, пронизывающая все поры народной жизни, контролирующая и направляющая каждое слово, каждую- мысль человека. 1 К началу нашего столетия монголь- ские хуре и дацаны 2 насчитывали под своими расписными рогатыми кровлями 120 тысяч лам. Треть населения Ургги, как и многих других городов Монголии, состояла из лам. 3 Одних хутухт (перво- священников ламаистской церкви), чьи вечно живые души обладали «чудесным» свойством перевоплощаться из умираю- щих стариков в рождающихся младенцев, насчитывалось в Монголии- до 80, а что касается так называемых хубилга- нов (вообще святых перерожденцев) — их было более 160. 4 В хуре концентрировались не только ламы, но и огромные богатства. Монастыри держали в своих руках 20% народного хозяйства страны. Так, например, ургин- сгага монастырь Дзу хуре владел 30.000 лошадей и 100.000 баранов. Князья ламаистской церкви, успешно совмещавшие «заботу» о душах верую- щих с политическими интригами и ловко- стью рук, тоже сколачивали себе нема- лые состояния. Так, например,. ургинский хутухта имел под своим началом 25 ты- сяч лам, а число рабов этого «живого- Будды», которые ухаживали за его стада- ми и табунами, достигало 150 тысяч чело- век. 5 Хубилтан Цэрен Дорджи владел пло- щадью в 20 тыс. кв. км (т. е., примерно, половиной территории Швейцарии), на ко- торой трудилось 10 тыс. его подданных. Даже в 1929 году, в момент конфискации, у него все еще оставалось 5 тыс. верблю- i LTATWaddell. „The Buddism of Tieet or Lamaism". London. 1895. p. p. 76, 421, 526. 2 Xype в Монголии называется всякий мо- настырь вообще, а дацаном зовется мона- стырская школа, готовящая «ученых» лам » представляющая собой тоже монастырь. 3 „The East of Asia Magazine," 1903. vol. II. p. 60. i Палладий и Попов. «Китайско-русский словарь», том 11, стр. 116. 5 Richard, р. 516.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2