Сибирские огни, 1940, № 4-5
же для ликвидации военной авантюры той же беспокойной финской белогвар- дейщины. Нам пришлось не раз серьезно драться за Карелию. Она кое-кому не давала спо- койно спать. Драгоценный карельский лес всегда высоко котировался на лондонской бирже. К тому же здесь проходит важная Мурманская железнодорожная магистраль. К тому же Карелия под боком Ленингра- да. Это тоже всегда высоко котировалось в Лондоне, но уже не на бирже, а в уч- реждениях другого рода. Возвратимся в Париж, на мирную кон- ференцию. Сентябрь 1919 года. На бал- тийской комиссии снова страстные деба- ты. Снова распинается делегат Велико- британии. На этот раз достопочтенный джентльмен о т с т а и в а е т п р и т я з а - н и я Ф и н л я н д и и н а В о с т о ч н у ю К а р е л и ю и П е ч е н е г у ! Когда финские ниоцкоровцы шли похо- дом на Олонецк в 1919 году, их инструк- тировали офицеры с золотыми львами на пуговицах зеленых френчей. Когда финские банды в 1922 году пу- скались наутек от северных богатырей Антикайнена, они бросали в снег оружие с марками самых солидных фирм Бирмин- гема. Когда посетители парка ЦДКА в Мос- кве осматривают трофеи советско-фин- ской кампании 1939-40 года, все эти но- венькие мортиры, танки последних кон- струкций и юркие минометы, какое фаб- ричное клеймо они видят выгравирован- ным на стальных стволах? Опять она са- мая, старая наша знакомая — марка «Виккерс—Армстронг». Так тянется через историю одна линия, л и н и я а н т и с о в е т с к о й п о л и т и - к и а н г л и й с к о г о и м п е р и а л и з м а . От «балтийской комиссии», заседавшей в фешенебельном парижском отеле, до «линии Маннергейма». От визитов британских адмиралов в Хельсинки в 1924-25 гг. до каяндеров- ских провокаций прошедшей зимы. Но все их двадцатилетние усилия по- шли прахом. Не нам об этом жалеть! О п а с н е й ш и й о ч а г а н т и с о - в е т с к о й в о й п ы л и к в и д и р о в а н п о б е д о н о с н о й К р а с н о й Ар- м и е й . Родилась Карело-Финская ССР. Страна-красавица, с ее тысячами зеле- ных озер в гранитных оправах, она была в дореволюционном прошлом диким краем, глухоманью, адом для карельских кре- стьян. Стоит взглянуть на современную эко- номическую карту Карелии (она быстро стареет, эта карта), чтобы понять, как могуч творческий гений социалистического общества, преобразователя природы, не- утомимого Строителя. Беломорско-Балтийский канал — это новый, индустриальный эпос Карелии. Чудо гидротехнического искусства, этот канал дал мощпый толчок к пробужде- нию производительных сил республики. Карело-Финская ССР — наш постав- щик бумаги и целлюлозы. В зеленой ра- ме сосен здесь высятся крупнейшие в Европе гиганты целлюлозно-бумажной промышленности: Сегежский и Кондопож- ский комбинаты. Там, где английский генерал Кирк сооружал ДОТ'ы, нацеливавшиеся на Ле- нинград, сейчас готовятся к пуску, вос- становленные руками советских людей, многочисленные предприятия по выработ- ке бумаги и искусственного шелка, цен- ного картона и целофана, целлюлозы и лесоматериалов. Здесь возникает большое советское индустриальное гнездо. Карелия — это полтора десятка мил- лионов кубометров леса, заготовляемого в год! Страна знатных лесорубов. Карелия —• это Онежский машиностро- ительный завод — дедушка русской ме- таллургической промышленности, произво- дящий двигатели внутреннего сгорания, судостроительная верфь в Медвежьегор- ске, слюдяная фабрика, единственный в СССР пегматитовый завод и многие, мно- гие другие предприятия. Нет, не «пуста в Кареле сторона», нет, не «безмолвны севера громады». Ее два родственных народа, подарившие человечеству «Калевалу», возродились к новой жизни. * * * Молодо светит солнце над необ'ятной советской землей! Над освобожденными западными областями Украины и Бело- руссии, поющими славу 17-му сентября 1939 года. Над Северной Буковиной и Бессарабией. Над Прибалтикой, замками Выборга и новым портом Беломорском. Молодо светит солнце над 16 союзными республиками. Солнце Сталинской Кон- ституции!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2