Сибирские огни, 1940, № 4-5
или иные стихотворения Бальмонта — до того велико внешнее сходство. Сходство, это, однако, только внешнее, Драверт овладел стиховой культурой сим- волизма, но символистом не стал. Один из наиболее характерных признаков поэ- зии символизма заключается в том, что ее никогда нельзя понимать буквально. То, о чем говорится в произведении, только путь к чему-то другому, каким-то другим мыслям и чувствам («пережива- ниям»), которые сами по себе не под- даются точному выражению. Содержание стихотворений Драверта всегда опреде- ленно. Его пейзаж — это вполне реаль- ный пейзаж, рисованный с натуры, под- час с такими деталями, которые доступ- ны только вооруженному знанием взгля- ду. Чувства и мысли, связанпые с этим пейзажем, ясны и не двусмысленны, вы- ражены прямыми и точными славами, да- же иногда научными терминами. Читате- лю всегда понятно, о чем говорит поэт. <3н может пе соглашаться с мыслями поэ- та, может не сочувствовать его настрое- ниям, но ему ни разу пе придется ска- зать: «Я не знаю, о чем это он пишет». Наша страна живет напряженной твор- ческой жизнью. С небывалой быстротой строится обстановка новой жизни, пере- страивается и создающий новую жизнь человек. Враждебное окружение застав- ляет его быть постоянно настороже. От поэзии он ждет не только отражения этой своей сегодняшней жизни; он хочет, чтобы поэзия поддерживала и воодушев- ляла его. На первый взгляд поэзия Дра- верта кажется далекой от всего этого, несовременной и поэтому ненужной. Но это только на первый взгляд. В общем составе советской поэзии она нужная ж ценная часть. Советский человек — не узкий практицист, не какой-нибудь аме- риканский бизнесмен. Он любит природу, среди которой живет и работает, и умеет понимать красоту не только благодатного юга, по и суровой Арктики. Он высоко ставит науку и увлекается научными изысканиями, хотя бы они проводились в самых тяжелых и опасных условиях; он ценит не только их непосредственные по- лезные результаты, но чувствует и поэ- тическую их сторону. Искусство, красота в его глазах необ- ходимое условие новой социалистической жизни. Драверт любит природу, особенно си- бирскую. Он знает ее мрачные стороны и пе скрывает их, но, вместе с этим, он изображает ее прекрасной, полной жизни, обильной естественными богатствами, властно зовущей к себе человека — ис- следователя и работника. Среди этой при- роды выступает фигура поэта — ученого изыскателя, научные интересы которого овеяны дыханием поэзии. Мы отмечали выше, что темы Дравер- та немногочисленны. Но это нужные те- мы, и притом такие, которых — в лири- ческом оформлении — мы не найдем, пожа- луй, ни у одного современного поэга. И все же нельзя не пожалеть, что Дра- верт молчит о человеке, о его обществен- ных стремлениях и делах. Это слабая сторона творчества этого несомненно глубокого и оригинального поэта.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2