Сибирские огни, 1940, № 4-5

\ верт больше чем кто-либо другой может быть назван сибирским поэтом. Сибирские картины, нарисованные Б его стихах, очень разнообразны. Его при- влекает и суровая сибирская зима, и краткая весна, и печальная осень, и ко- роткое сибирское лето. Он пишет и о си- бирских степях, и о горах Алтая, и о да- лекой Якутии, и о могучих сибирских ре- ках. Трудно иллюстрировать примерами это разнообразие — слишком много при- шлось бы выписывать. Приведем полно- стью только одно стихотворение — сонет «У Ледовитого океана». Костями мамонта, песком и валунами Покрыты мертвые, немые берега, Мерцают старые зернистые снега На ледяных гробах, качаемых волнами. Горит полярного сияния дуга, В бездонности небес поднятая над нами, И молча говорит холодными огнями, Что северная ночь еще долга, долга... Пусть так. Но верю я: в налеты перламтура Зеленых зыбких вод метнет свои лучи Пурпурною зарей "алеющее утро; И в льдинах оживут замерзшие ключи, И встанет юный день, свивая дым тумана, Над беспредельною равниной океана. (Ст. «Сибирь», 1911 г.). Конец этого сонета характерен для Драверта. Мрачные картины осени, зимы почти никогда пе вызывают у него уны- лого настроения: обыкновенно он закан- чивает их напоминанием о близком про- буждении, о расцвете: Пусть ярится мороз, раздробляющий камня, Леденящий подвижную грудь океана, И от полюса лютые мчатся метели. Завывая во мраке бесследном. Но и здесь просыпается краткое лето, Надевая венец из рубиновых зорей; И тогда на глубоком лазуревом своде Незакатное вижу я солнце. (Сб. «Сибирь», 1915 г.). Так говорит в стихотворении «На стра- же солнца» холодный северный остров. Однако, рисуя сибирскую природу во всем ею '.многообразии, поэт как бы не ви- дит среди нее человека. Она у него почти безлюдна. Он, видимо, хорошо знает ко- ренных жителей Сибири, так как поль- зуется иногда их повериями, но следов непосредственного, живого общения с ни- ми почти не видно в его стихах. Русско- го человека среди сибирской природы он также не видит. Об этом «безлюдьи» в стихах Драверта нельзя не пожалеть. Он редко вспоминает даже о политических ссыльных, сшоих товарищах по изгнанию. Им посвящено всего четыре стихотворе- ния: «Ссыльному товарищу», «Забытые могилы», «Из Якутских мотивов», «Под сполохами». Нельзя, впрочем, упрекать Драверта в том, что он, сам перенесший суровое по- литическое изгнание, слабо отразил в своих стихах каторжную Сибирь и судьбу политических ссыльных. Нужно помнить, что немало его сибирских стихотворений относится к периоду его собственной ссылки; это стихотворения-свидетельства личных переживаний политического ссыль- ного. В них нет жалоб, нет ни капли уныния. Тот же интерес к природе, та же страсть к научному исследованию, что были и раньше. Поэт не увидел в Сибири «страну изгнания»: он увидел ее неис- черпаемые богатства, ее своеобразные красоты. Мы знаем, что царское прави- тельство, широко пользовавшееся ору- дием ссылки, было бессильно сломить твердых людей. Именно об этом и говорят стихи Дра- верта. Драверт умеет ценить политиче- скую твердость, не уступающую ни ссылке, ни пытке. Вот отрывок из стихо- творения «В подземелье» (1911 г. Сб. «Стихотворения», Казань 1913 г . ): Под сводом нависшим, на залитом кровью полу Недвижимо лежу, распростерт после пытки кошмарной... Железные замкнуты двери. И тускло в углу Дымятся уголья, синея в жаровне угарной. Хрустели, ломаяся, кости; в руках палачей Терзалось клещами, ногтями мое исхудалое тело, Но рабски-пугливых, предательски-подлых речей Не вырвал никто из меня, совершая бесстыдное дело.. Недолго мне жить, но друзья спасены, спасены! Стихотворные приемы Драверта выра- ботались в пору расцвета поэтической деятельности таких мастеров символиче- ской школы, как Бальмонт, Брюсов, Со- логуб и др. Он пользуется разнообразны- ми стихотворными размерами, разработан- ными этими поэтами, сложной рифмов- кой; он охотно употребляет такую труд- ную стиховую форму, как сонет; мы встречаем у него словечки «бальмонтов- ского тина» — «глубинность», «безгла- гольный». Картины природы у него часто только способ передачи своих настрое- ний. При чтении некоторых стихотворе- ний Драверта невольно вспоминаются те

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2