Сибирские огни, 1940, № 4-5

Но звездочки примул победно В траве изумрудной блестят. И ветренниц белых вуали К закату истомного дня На желтые пестики пали, Какую-то тайну храня... Обласканы светом и зноем, Растут и не знают цветы, Что ниже, под почвенным слоем, Лежат ледяные пласты... и т. д. («Сибирь», 1919 г.). Обычная картина весеннего расцвета, по цветы в ней точно названы по имени. Поэт не забьис и о вечной мерзлоте, о которой может пе знать обычный лирик, но о которой знает и помнит ученый. В других стихотворениях мы можем собрать целый ряд ботанических названий: огонь- ки, анемоны, жимолость, папоротник, ло- маное* вороний глаз, фиалки, Венерин башмачок, гвоздика, мята, полынь, кип- рей, плавики, мхи, лишайники и т. д. и т. д. Здесь и народные наименования, и принятые в научно-литературной речи. Одно стихотворение («В горах Хараула- ха») начинается как будто сожалением, что автор пе может всего назвать: «Здесь мало знакомых растений». Но чаще всего поэт прибегает к своей специальной терминологии — геологиче- ской, иногда в довольно неожиданной свази. В стихотворении «Письмо» автор мечтает о женщине «такой недоступной, узывчиво милой»: Там в городе пыльном, давящем и злом Вам может казаться и дерзким и странным, Что старый бродяга под хвойным шатром До вас достигает путем невозбранным... О, как бы хотел я увидеть вас тут — В глубоких ущельях, в тайге первобытной... Поэт обещает много интересных впе- чатлений, н между прочим — Дарили бы нас красотою своей Кристаллы топаза, слюды, вольфрамита; Ах, сколько здесь скрыто чудесных камней В разрушенных выходах жил пегматита!.. (Сб. «Сибирь», 1922 г.). Трудно, конечно, сказать, все ли в этом письме было бы понятно для той, кому оно предназначаршсь. Вряд ли. Мы уже приводили характерное в этом же отношении начало стихотворения «Косми- ческий лед». В этом же роде и начало одного из последних стихотворений Драверта — «В горах Кокше-Тау» («Окский альманах» кн. 2, 1940 г . ): Выходит светлый ключ из жилы пегматита, Приязненно встречает зоркий взгляд Пирамидальные кристаллы картолита, Включенные в атласный ортоклаз. На страницах сборников Драверта мель- кают «глыбы монолитов», «извивы клю- чей минеральных и мощные залежи руд» г «бахрома висящих сталактитов». Некото- рые стихотворения прямо посвящены ми- нералам («Оапфир», «Опал», «Сибирий», «Альпийская слюда»). Этот специальный словарь применяется, как мы видели, да- же в стихотворениях на темы о любви; наука для Драверта такое же родное де- ло, как наиболее интимные личные пе- реживания. Некоторые читатели довольно резко го- ворят о нроизведепиях Драверта, что это какой-то учебник минералогии в стихах. Этим замечанием задевается общий во- прос, вопрос о праве писателя вводить специальную научно-техническую лексику в свои произведения. Не будем обсуждать этого вопроса в целом; остановимся толь- ко на одной его стороне, нужной для данного случая. Если бы, допустим, лет- чик писал стихи о своей машине и пило- тах, сумел ли бы он и, главное, нашел ли бы нужным пользоваться только теми словами, которыми говорит об авиации обыватель? Осудил ли бы его читатель за специальные слова? Вряд ли! Обыва- тель называет многие вещи приблизи- тельными, неточными именами, потому что он их не знает, но зачем так посту- пать тому, кто знает? Добавим, что боль- шинство стихотворений Драверта рассчи- тано на литературно-образованного чита- теля. И, если читатель способен войти в круг его интересов и мыслей, он пе остановится перед трудностями словаря. С другой стороны, никакое упрощение словаря, никакие словарные пояснения не сделают интересным и понятным то, что недоступно по своей сути. Итак, Драверт — это ученый, мысли- тель, одаренный поэтическим даром. Почти во всех его стихотворениях так или иначе проявляется эта особенность. Это редкое н оригинальное явление. Творчество Драверта посвящено глав- ным образом Сибири. Его поэтические размышления навеяны большею частью картинами сибирской природы. Он, как и полагается лирику, нередко пишет о любви. Но любовь, о которой в этих сти- хотворениях говорится, развертывается обычно па фоне сибирской природы- Дра-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2