Сибирские огни, 1940, № 4-5
одним из виднейших достижением фоль- клористики Советского Союза последних лет. Она дает материал для серьезных исследований диссертационного типа. Вообще современный советский фоль- клорный материал в сборниках А. В. Гу- ревича представлен широко. Значительно восполнены пробелы старой фольклори- стики. Опубликованы и выдвинуты на од- но из первых мест фольклорные мате- риалы о ленском движении рабочих, о политкаторге и ссылке, о декабристах, о вождях коммунистической партии в си- бирской ссылке, о гражданской войне и т. п. Есть немало материалов специ- фически сибирских, интересных не толь- ко для сибироведа. Все это должно по- служить материалом для специальных ис- следователей и для работы пропаганди- ста, агитатора. Многое может быть с ус- пехом использовано в колхозной избе-чи- тальне и в рабочем клубе. Настоятельно необходимо, не ограничи- ваясь. собиранием фольклора, организовать сбор и систематизацию материала по с и- б и р с к о й э т н о г р а ф и и . Этнографы и фольклористы Восточной Сибири должны об'единить свою работу. Слабость этнографических изучений в Во- сточной Сибири, точнее их узость, недо- статочная широта охвата явлений во всем их сложном многообразии, сказалась на работах А. В. Гуревича в области фоль- клора, характеризующихся, как нами от- мечено, излишней установкой на л и т е- р а т у р о в е д е я и е. Песня, сказка, по- словица и другие жанры народного твор- чества в лучших образцах представляют собою несомненную художественную цен- ность. Носители сказок и песен — масте- ра художественного слова, но эти масте- ра, создатели и носители народного твор- чества должны изучаться на широкой ос- нове материального быта. Глубокий ин- терес представляют не только явления устного творчества, но и история быта, история сознания, перестройка быта и сознания в нашей социалистической стране. Ставить вопрос о сложных взаимоотно- шетшх между старым и новым в бытую- щем теперь или бытовавшем раньше фольклорном явлении — это значит вы- яснять скрытые от невооруженного глаза процессы создания в их многовековой истории. Нас интересует не только р е- з у л ь т а т сам по себе (это, так бы сказать, праздничная сторона, победный трофей), но и то, как этот результат до- стигнут. Мы уже отметили, что мелкая деталь исполнения» мелкая бытовая деталь за- частую дает возможность по-новому по- нять данное явление фольклора. Эти мел- кие детали, кажущиеся неподготовлен- ному собирателю второстепенными, как показывает практика исследовательской работы, оказываются иногда решающими при выяснении принципиальных вопро- сов. Вот почему мы позволяем себе быть требовательными к собирателям фолькло- ра, в частности к составителю перечис- ленных в данной статье сборников и сове- туем в дальнейшем быть более внима- тельным к деталям.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2