Сибирские огни, 1940, № 4-5
просо-ответную форму публикации. Нет, не значит. Вопросо-ответная форма пода- чи материала неполноценна, так как. ис- ключает многие интересные бытовые и психологические жизненные подробности, вскрывающие всю реальную обстановку. Без этих подробностей собрание вопросо- ответов или только реплик-ответов приоб- ретает несвойственную и даже чуждую им в живом звучании протокольную мерт- венность. Совершенно ясно, что на помощь фольклористу должен придти э т н о г р а ф и писатель. Мало того, ф о л ь к л о р и с т с а м д о л ж е н с т а т ь п и с а т е- л е м. Предел его писательских прав, ра- зумеется, должен быть ограничен, потому что вопросо-ответная канва должна ос- таться нетронутой. Вот почему более це- лесообразным было бы дать ряд художе- ственных очерков, в которые внесена была бы т о ч н а я запись ответов рабо- чих собирателю на те или иные вопросы. К форме очерка иногда прибегал А. В. Гу- ревич. Можно указать, например, его «Баргузинские устные рассказы и леген- ды о декабристах» в названной выше брошюре. Очерк ничуть не ниже расска- за тина монолога. Советский массовый читатель и фольклорист найдут в нем ряд ннтереснейших реплик, кратких и рас- пространенных. Не надо думать, как это, между про- чим, вытекает из цитированной статьи проф. Л. В. Щербы, что реплика низший вид речи, чем сказ. Среди народных pen j лик могут иметь место меткие афоризм, максимы и т. п., зачастую более ценные и художественно-действенные, чем пос- редственный сказ. Народная реплика, реп- лика рабочего об общественно-значимых событиях достойна самого тщательного изучения. Меткость народной реплики пленяла Максима Горького. Искусство в использовании реплики составляет важ- нейшее художественное средство в соста- ве повести и драмы лучших мастеров ху- 4 дожественного слова. Умение дать репли- ку со сцены — одна из труднейших за- дач актера. Во всяком случае пренебрегать репли- кой п искать только народных сказов не следует. Для нас одинаково интересны и народный скае и реплика. Репертуар фольклора данной деревни, рабочего поселка очень часто так велик, что нет никакой возможности записать решительно все. А между тем сам по се- бе репертуар представляет интерес для обобщающего исследования. Поэтому же- лательно давать собирателям задание за- писывать не только самые тексты, но и обследовать местный репертуар. Подобная работа производилась многими фольклори- стами (в области сказки много в этом от- ношении сделал проф. А. И. Никифоров). Систематизация фольклорного материа- ла в последних сборниках А. В. Гуреви- ча в общем возражений не вызывает. По сравнению со сборником «Фольклор Во- сточной Сибири» (1938), в котором не- легко ориентироваться, в последних изда- ниях собиратель совершенствует плани- рование материала. Вступительные статьи ценны главным образом тем, что в каждой из них сооб- щаются новые данные или же система- тизируются необходимые для читателя сведения по истории сибирской фолькло- ристики. Статьи также' дают ориенти- ровку собирателям в области задач соби- рания. Массовому читателю статьи А. В. Гуревича прививают умение исторически подходить к оценке того или иного мате- риала и подготовляют более полноценное восприятие той части публикаций, кото- рую обычно именуют советским фолькло- ром. Статьи А. В. Гуревича научны по свое- му содержанию и вместе с тем общедо- ступны. Следует особо отметить статью «В Новой Уде, в Курейке», напечатанную в «Литературном Обозрении» № 24 за 1939 г. Эта статья опубликована в свя- зи с юбилеем И. В. Сталина на основе книги Иркутского Областного Издатель- ства «Народы Восточной Сибири о Ста- лине». В собирании и оформлении этого издания приняли участие многие партий- ные деятели Иркутска, члены Союза писа- телей, рабочие, колхозники, причем основ- ная организационная работа по собира- нию материала поручена была А. В. Гу- ревичу. В статье пересказана часть помещен- ного в книге интереснейшего материала: былина якутского народного поэта М. Н. Тймофеева-Терешкина «Железо-Стальной Батырь»., былина бурят-монгольского поэ- та Аполлона Тороева, ненецкая сказка «Сталин и правда», эвенкийская сказка «Друг эвенков». Этот замечательный по своей художественной ценности материал ярко отражает образ И. В. Сталина, — пребывание Сталина в ссылке, его рево- люционную деятельность. Книга «Народы Восточной Свбпрп о Сталине» является
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2