Сибирские огни, 1940, № 4-5
скохозяйственную обрядность и всякого рода игры и песни жнецов, косарей и т. п. Работа Макаренко по изучению сибирского русского народного календаря не нашла своего продолжателя. Оставлен без внима- ния и календарь народностей Сибири. С подобными наблюдениями следует спе- шить, так как многое, в условиях быстрой перестройки быта и сознания масс, совер- шенно исчезает. Дорога каждая подроб- ность. Надо помнить, что' Сибирь может р т ь в паше распоряжение такой мате- риал, которого уже нет в европейской ча- сти Советского Союза и давпо улге нет в Западной Европе. Намечаются интересные, очень мало разработанные темы о взаимовлиянии, взаимосвязи между русскими и другими народностями Сибири в области народной обрядности, древпих верований и т. п. Очень хорошо, что в книгах А. В. Гу- ревича имеются указания на напечатан- ные уже варианты песен. Но нам пред- ставляется необходимым указывать не только где уже были напечатаны вариан- ты, но и в чем о р и г и н а л ь н о с т ь вновь публикуемого варианта, к какому типу разработки темы относится данная публикация новой записи. Предваряющая и сопровождающая пуб- ликацию песни сравнительно-аналитиче- ская работа бывает особенно полезной в тех случаях, когда под руками собирате- ля имеется много вариантов одной и той же песни. Сравнение помогает выяснить, какие варианты следует напечатать пол- ностью. Далее, такой сравнительный ана- лиз дает возможность установить, чем ха- рактерен сибирский вариант данной пес- ни, — в случае когда аналогичных ва- риантов имеется много в различных обла- стях Советского Союза. Читателю, например, так и осталось не- ясным, в чем интерес песен о Степане Разине и его сыне, помещенных в сборни- ке «Старые песни Прибайкалья» (см. при- меч. стр. 463—464). Наиболее полноценным материалом сбор- ников, подготовленных к печати А. В. Гуревпчем, являются с к а з к и и ле- г е н д ы. Местные предания и сказки в большом количестве имеются в сборнике «Старый фольклор Забайкалья» и в издании «Сти- хи и легенды о Байкале». Специально сказочный материал собран в большой книге «Русские сказки Восточ- пой Сибири». Как и в других публика- циях, в этом сборнике не особенно отра- жаются фонетико-морфологические особен- ности текстов (лексика и синтаксический строй не нарушаются), но в конце при- ложены диалектические образцы, в неко- торой степени восполняющие недостатки стенографической записи. Напечатаны сказки, как теперь приня- то, по сказочникам. Книге предпосланы интересные сведения о сказочниках, об условиях и способе сказывания сказок. Несколько сказок записано А. В. Гуреви- чем не просто «со слов», а в самой обста- новке сказывания, причем застенографи- рованы реплики слушателей. Так записа- ны, например, сказки «Про Ивана цареви- ча», «Богатырь Иван Яблочкин», «Как са- дил мужик репу», «Портупей прапорщик»,. «Фома Бердников» и др. (репертуар Пет- ренко). Реплики слушателей, касающиеся содержания, показывают глубокий инте- рес их к сказке. С другой стороны эти реплики оказывают влияние на сказите- ля. Он иногда отвечает слушателю в уточняет повествование. А. В. Гуревич не- которые сказки записывал, действительно,, в их «живом звучании». Приведем начало сказки «Фома Бердни- ков»: «Это был Фома Бердников, мужик такой. Слыхал, что слаще меда ничего нету. Взял купил копеек на пять—десять меду. Теперь, када наелся меду и уснул крепким сном на солнышке, обпачкался сам медом, конечно. Г о л о с : Мед у него везде! Теперь, когда он разбудился, его одолели мухи. Они на сонного-то напали на него. Те- перь он рукой хлопнул по себе. Пересчитал их — пятьсот штук убил зараз! Г о л о с : Это присказка? — Вот что, — говорит, — я не знал, что такую силу имею, одним махом пятьсот мух убивахом! Надо, — говорит, —• об'явить себя воином. Г о л о с : Богатырем? — Богатырем. Да, теперь взял себе на лоб приклеил ко- карду, сковал себе косарь такой, на лбу на- писал: «Сильный, прасильный, могучий богатырь, Фома Бердников». Среди сказок, наряду со старыми, как мы отметили, имеются в сборнике и но- вые, осложненные современной темати- кой и являющиеся образцами советского фольклора. Н. К. Крупская была права: на наших глазах происходит сублимация старых форм на высшую ступень. Ярким доказа- тельством этого являются такие сказки, как «Богатырь и двухглавый орел» (см.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2