Сибирские огни, 1940, № 4-5

кем и от кого записано. Впрочем, некото- рые собиратели печатают частушки даже без этих указаний. Нет их, к сожалению, и в частушках, приготовленных к печати Л. Е. Элиасовым (назв. издание 1939 г.). Необходимо нарушить традиционные фор- мы издания частушек, потому что эти -формы уже не двигают вперед наши изу- чения в области частушечного жанра, тем •более, что много в сборниках частушек производит впечатление литературно обра- ботанного собирателями материала. При- веденный нами пример (песня с кандала- ми) и соображения, высказанные в спе- циальной статье, 1 показывают, что даже в этой области возможны еще большие открытия. Надо только нарушить тради- цию записей, записывать не о д н у ча- стушку, а ч а с т у ш е ч н ы й р яд, дать 'более подробный реально-бытовой коммен- тарий и раз'яснения к процессу исполне- ния и его функциональному воздействию. Крайне необходимо сотрудничество музы- колога. Общеизвестная частушка: По завету Ленина, По завету Сталина Мы построили колхоз — Верный путь крестьянина. (Элиасов, стр. 55) — лишь с первого взгляда кажется чет- веростишием. В действительности, это че- тверостишие, как мы показали в назван- ной статье, в большинстве случаев явля- ется небольшой частью целостного пате- тического частушечного сказа, состоящего из нескольких четверостиший. Состав ча- стушечного ряда (с этим четверостишием) может варьироваться. Тем не менее каж- дую данную вариацию частушечного сказа можно рассматривать как художественное и смысловое единство, как своеобразную поэму. Эта поэма характеризуется особы- ми, свойственными ей композиционно-сти- листическими особенностями. Энтузиастический под'ем исполнителей, сосредоточенность внимания на единой идее часто ведет к импровизации целост- ного художественного произведения в честь любимого вождя трудящихся. Часту- шечный жанр гораздо сложнее и интерес- нее, чем это кажется многим собирателям •фольклора. Более подробный комментарий о техни- 1 .Частушечная песня-сказ". Записки Бур.-монг. Госуд. Научно-исследоват. Инсти- тута. Вып. I. Улан-Удэ. С и б . огни № 4-5. 1940. 12. ке исполнения и условиях бытования был бы желателен и в отношении песенного материала, имеющегося в сборниках А. В. Гуревича. (Арестантские и др. песни). Некоторый интерес представляет запись сказки-былины «Про могущественного бо- гатыря Илью Муромца» («Фольклор Вост. Сибири», повторная публикация —• в «Русских сказках Восточной Сибири»). Сказочник Кибирев прочитал былины или слышал чтение былин и выступал лишь в роли передатчика. Способ его передачи (сводный текст нескольких былин) свиде- тельствует о том, что исполнения былин сказитель никогда не слыхал. Поэтому ед- ва ли запись А. В. Гуревича в какой бы то ни было степени может служить хотя бы одним из доказательств в пользу проч- ности эпической былинной традиции в Восточной Сибири.' Полагаем, что как раз былинные традиции, вопреки мнению не- которых исследователей, в Восточной Си- бири были слабы. Во всяком случае, собиратель правильно поступил, опубликовав былину-сказку. Примечания к тексту и вступительная статья (раздел о Кибиреве) содержат все' необходимые данные. Хорошо записана игра в «Царя и пре- ступника» («Старый фольклор Прибайка- лья», I, стр. 435—437), но крайне неудоб- но для читателя, что описание самой иг- ры не сопровождает текст, отнесено к примечаниям. Имеющиеся в той же книге записи об- рядового фольклора бее записи обрядово- го ритуала особенного интереса не пред- ставляют. Подобные материалы надо да- вать, широко раскрывая основы матери- ального и идеологического быта в его от- живающих формах, бросающих свет на древнейшую историю материальной куль- туры и сознания. Мы имеем в виду пере- житки древних верований, изучение кото- рых — интересная страница в плане об- щей истории культуры, начиная с дохри- стианской — дофеодальной эпохи. Здесь фольклористика соприкасается с этногра- фией и с первобытной культурой. А. В. Гуревич поделился с читателями лишь очень краткими сведениям;! о свадебном обряде на основании дневниковой записи из беседы с Авдотьей Ивановной Федоро- вой, одной из исполнительниц свадебных песен («Старый фольклор Прибайкалья», с. XYI I — XYI I I ). Записать свадебный об- ряд так п не удалось. Не удалось запи- сать и обряды новогоднего цикла, сель-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2