Сибирские огни, 1940, № 4-5
си, отражающей ф1онетико-морфолот1ические особенности местной речи, но продуктив- ность его отрицать не приходится. Дело в том, что при обычной записи приходит- ся останавливать песенника или сказите- ля. Благодаря этому нарушается естествен- ный ход повествования, разрушается син- таксический строй речи: сказитель пропу- скает художественные повторы, комкает рассказ и т. п. Запись получается прибли- зительная. Умелое использование стено- графии, корректированное дополнительной работой и медленной обычной точной за- писью хотя бы части сказки, сказа, пес- ни устраняет эти недостатки. А. В. Гу- ревич прав, считая, что фольклорист не имеет права пренебрегать стенографией, этой «высшей техникой письма». И. К. Крупская рекомендовала фольклористам пользоваться стенографией. Следует однако иметь в виду, что в настоящее время применяются самые раз- нообразные приемы записей текста. Наря- ду с индивидуальной записью использует- ся раздельная запись несколькими лицами (фольклорист и музыкант, несколько фольклористов записывают текст по частям и т. п.). Не говоря уже о фонографе, фольклористы делают опыты использова- ния аппарата инженера Охотникова, аппа- ратов для оптической и для электромаг- нитной записи. Подробное описание и кри- тика всех этих технических аппаратов да- ны в статье А. С. Борисовича «Техника записи произведений фольклора». 1 Все оцениваемые • А. С. Борисевичем приемы записи и технические аппараты имеют, наряду с положительными, также ряд отрицательных сторон. В условиях от- даленности многих мест, в которых при- ходится проводить полевую работу в Си- бири, не всегда возможно пользоваться да- Ж6 фонографом. В подборе текстов, а особенно в записях их самих А. В. Гуревичем и его сотруд- никами чувствуется не широкая этногра- фическая, а л и т е р а т у р о в е д ч е с к а я выучка, л и т е р а т у р о в е д ч е с к ая школа. Между тем работа фольклориста сложнее работы литературоведа. Действи- тельная значимость песни, сказа, частуш- ки и т. п. раз'ясняется не только при по- мощи пасиортно-биографической справки о носителе фольклора. Исследователь нуж- 1 Труды Краснодарского Государственного Педагогического Института, т. VII, в. 1, 1938. дается в более подробных сведениях. Надо дать ему указания, в каких именно реаль- но-бытовых условиях (место, время дня, время года, после работы, во время рабо- ты, в дни отдыха, на празднестве и т. н.) поется или пелась та или иная песня, сказывается или сказывалась сказка. Ведь и литературовед в конечном счете выясняет идейную целеустремленность по- эта, писателя, создающего свое художест- венное произведение, выясняет условия, которые привели к созданию этого произ- ведения. Возьмите любое серьезное науч- ное исследование в области литературы, и вы убедитесь, что один лишь текст ли- тературного памятника оказывается недо- статочным для разрешения сложных науч- ных задач; используется биографический, историко-культурный материал, свидетель- ства современников и т. п. Фольклорист обязан кратко, но в самых существенных чертах дать материал для выяснения функ- циональной значимости песни, сказки. Раз- ве сказка сказывается, песня поется лишь для удовлетворения эстетических потреб- ностей? Всегда приходится говорить об о б щ е с т в е н н о - х у д о ж е с т в е н н ой функции фольклорного произведения, по- могающей выяснить его внутреннюю цен- ность. Песня сама по себе зачастую кажется пустячной, малоинтересной. Вот, напри- мер, частушка: Бродни любят чистоту, А бродяга шаньги, — Сибирячки крепкий чай, Поселенец карты. 1 Если в вашем распоряжении имеется более серьезный песенный материал, то вы задумаетесь, стоит ли опубликовывать по- добную частушку? Однако даже краткое примечание фольклориста: « П л я с о в а я п е с н я с к а н д а л а м и » совершенно ме- няет наше отношение к тексту. Равным образом пустячная по содержа- нию песня оказывается ценной с м у з ы- к а л ь н о й стороны. На это не обращено снимания в сборниках А. Гуревича. Частушечного материала в последние годы напечатано бесчисленное количество, но все собиратели, в том числе и А. В. Гуревич, печатают этот материал только лишь с указанием места, времени записи, 1 Островских, П. Е. Русские песни села Кужебора, Минусинского округа, Енис. губ. 1897. Рукоп. Арх. Русск. Геогр. О-ва при Ак Н. (Ленинград). Разр. 57, on. 1, № 20.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2