Сибирские огни, 1940, № 4-5

В 1938 г. А. В. Гуревич предпринял 'издание сборника, более широкого по своей тематике. Что поется и что оказы- вается в настоящее время в Восточной Сибири? На что следует обратить внима- ние? Что может найти собиратель в Во- сточной Сибири? На эти вопросы до 1938 года можно было найти ответ толь- ко знакомясь с рядом отдельных разроз- ненных публикаций. Не было, так сказать, хрестоматии творчества народов Восточной Сибири. Пробел в значительной мере вос- полнен изданием « Ф о л ь к л ор Во- с т о ч н о й С и б и р и . Сборник составил Александр Гуревич». В разделах «О Лени- не и Сталине», «Каторга и ссылка» чи- татель может найти современные записи повествовательного и песенного материа- ла о Ленине, Сталине и Фрунзе и (ряд других материалов, русских и переведен- ных с бурятского. Между прочим, помеще- ны варианты популярнейших арестантских песен «Далеко в стране Иркутской» и о Ланцове. В сборнике широко представлены партизанские песни-стихотворения. В раз- деле «Национальный фольклор» помещены бурятские, эвенкийские и якутские сказ- ки, легенды, предания, пословицы. Из ма- териала о прошлом Сибири следует отме- тить несик> о былом на Каре («На недав- них горах на Карийских промыслах цар- ствовал Иван...»), песни ленских рабочих (о Ленском расстреле), приисковую сказ- ку «Золотая картечь». Былины и истори- ческие песни представлены записью были- ны-сказки об Илье Муромце и песни о Степане Разине и его сыне «Как во слав- ном было городе во Астрикане». Сборник заканчивается песнями и частушками о женской доле. > Образцы так называемых «беседных», бытовых песен, обрядовых — в сборнике представлены слабо, видимо, потому, что в старых собраниях им уделялось много места. Несмотря на неполноту (отсутству- ет, между прочим, фольклор целого ряда народностей Восточной Сибири) собрание А. В. Гуревича дает представление о ны- нешнем состоянии фольклорной традиции, а главное — это собрание стимулировало дальнейшую работу собирателей. В этом же году издан был небольшой сборник « С т и х и и л е г е н д ы о Б а й - к а л е » . (Подготовил к печати А. В. Гу- ревич и И. И. Молчанов. Ирк. Обл. Изд-во. 1938.) Это издание содержит и фольклор- ные материалы. Более значительным является издание «А. В. Гуревич и Л. Е. Элиасов. С т а р ы й ф о л ь к л о р П р и б а й к а л ь я . Том пер- вый. Улан-Удэ, 1939». Здесь помещена вступительная статья А. В. Гуревича «Фольклор старого Прибайкалья» и мате- риалы. Это сборник не национального, а русского фольклора Забайкалья. Исполь- зованы новые записи А. Гуревича, Л. Эли- асова, К. Дмитриева и др., прежние публикации составителей и дореволюцион- ные издания по фольклору. В разделе «Ка- торга и ссылка» помещены варианты об- щеизвестных бродяжьих и арестантских песен (напр. «Сижу за решеткой в темни- це сырой...», «Сидел за решеткой орел мо- лодой» и напечатанные ранее в первом сборнике А. Гуревича «баргузинские уст- ные рассказы и легенды о декабристах»). Раздел «Местные предания» содержит очень важный в научном отношении и ин- тересный для читателя местный фольклор; о происхождении Байкала, о заселении Прибайкалья. Подобные фантастические предания интересны между прочим для изучения связи фольклора туземного ко- ренного населения с фольклором русских поселенцев. Предания о данной местности заинтересовали русских. Были восприняты и переработаны бурятские легенды, но вместе с тем родилась уверенность, что « Б а й к а л о б р а з о в а л с я на г ла- з а х н а ш и х п р е д к о в » , ч т о , с л е д о - в а т е л ь н о , р у с с к и е и б ы л и п е р - в ы м и п о с е л е н ц а ми П р и б а й - к а л ь я (см. стр. 31). (На новых землях рус- ские, таким образом, уже не чувствуют себя пришлым населением. Прибайкалье не чу- жой, а свой, русский край. Проникнутый патриотизмом русский народ, уважая права национального населения, чувствует себя в то же время полным хозяином в новом крае. Много места уделено в сборнике сказ- кам. Песни представлены в сравнительно ограниченном количестве. Невелик также раздел частушек, интересный однако как первый опыт публикации частушечного материала Прибайкалья. В прошлом, как это отметил А. Гуревич, такие записи были опубликованы только А. М. Стани- ловским. Пословицы и поговорки, помещенные в сборнике, интересны как опыт публикации поговорочного и пословичного жанра, ко- торым располагает одно лицо ' (записывал сам носитель пословичного жанра В. 3. Друйский, с. Горячинск Баргузинского ай- мака). Однако в число поговорок и поело-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2